Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.07.2014
Израильтянин Дрор Ханин погиб вечером во вторник в результате минометного обстрела территории Израиля из сектора Газа. Он был ранен осколками снаряда в районе КПП «Эрез» и доставлен в больницу «Барзилай» в Ашкелоне, где врачи констатировали его смерть. Погибшему, жителю поселения Бейт-Арье в Самарии, было 37 лет, у него остались жена и трое детей. Ханин стал первой жертвой с израильской стороны с момента начала военной операции «Нерушимая скала».
Дрор Ханин прибыл на КПП «Эрез», для того чтобы раздать еду и напитки солдатам ЦАХАЛа, дислоцированным у границы с Газой в ожидании начала возможной наземной операции на территории сектора. «Таких людей, как Дрор, мало. Он всегда был готов прийти на помощь», — рассказал друг погибшего.
Пока израильские военные ждут приказа о начале наземной операции, боевики ХАМАСа готовятся к террористическим вылазкам. По словам источника в израильских службах безопасности, ХАМАС намерен использовать заминированные туннели для осуществления атак против сил ЦАХАЛа, сообщает The Jerusalem Post.
ХАМАС попытается продемонстрировать, что наземная операция ЦАХАЛа не помешает ему продолжить ракетные обстрелы, отмечает собеседник The Jerusalem Post. Вместе с тем только наземная военная операция позволит справиться с опасностью, которую представляют расположенные близ границы туннели, полагают представители израильских служб безопасности.
Главари военизированного крыла ХАМАСа скрываются среди гражданского населения, которое они используют в качестве живого щита. Чтобы избежать значительного количества жертв среди мирных жителей, ЦАХАЛ воздерживается от ликвидации террористов. «Мы атакуем только объекты террористической инфраструктуры и избегаем ударов по жилым домам», — заявил The Jerusalem Post источник в израильских спецслужбах. Благодаря точечным ударам, с момента начала операции было ликвидировано около 100 боевиков ХАМАСа и «Исламского джихада».
Между тем около 20 тысяч жителей сектора вняли предупреждениям ЦАХАЛа и эвакуировались из расположенного на севере Газы города Бейт-Лахия, который подвергается массированным обстрелам израильских ВВС. Известно, что в этом районе сектора сконцентрированы значительные запасы тяжелых ракет ХАМАСа.
По словам источника The Jerusalem Post, в ходе текущей операции уже уничтожено около трети ракетного арсенала ХАМАСа и «Исламского джихада» (3000 из 9000 ракет), а также около 60% производственных объектов, на которых выпускались используемые палестинскими боевиками ракеты. Это не помешает ХАМАСу получать новые боеприпасы, однако замедлит темпы перевооружения террористической группировки.
Между тем бывший шеф «Моссада» Эфраим Галеви заявил в интервью CNN, что с ХАМАСом необходимо вести переговоры. «Мы придумали новый способ ведения дипломатических переговоров. Мы не встречаемся с ними, не говорим с ними напрямую, но мы слушаем их. Аналогичным образом поступают и они. В результате обе стороны понимают цели друг друга», — сказал Галеви.
Признавая, что боевики ХАМАСа являются настоящими террористами, Галеви уверен, что еще большую опасность представляют исламисты, действующие в Ираке и Сирии. «Мы знаем, что некоторые из них, в частности, группировка "Исламское государство Ирака и Леванта", действующая на севере и в центре Ирака, имеет своих представителей и на территории сектора Газа», — добавил он.
По мнению Эфраима Галеви, израильское руководство не желает вводить войска в Газу и намерено ограничиться воздушными атаками. «Нетаниягу хочет оставить у власти в Газе ослабленный и запуганный ХАМАС», — считает экс-глава «Моссада».
Несмотря на то что ХАМАС и «Исламский джихад» не прекращают обстреливать Израиль, переговоры о перемирии продолжаются. Палестинские группировки не удовлетворены тем фактом, что единственным посредником в переговорах выступает Египет, отмечает военный обозреватель Ynet Рон Бен-Ишай.
В секторе Газа не доверяют египетскому правительству и предпочитают, чтобы посреднические функции взяли на себя Катар и Турция. Вместе с тем представители палестинских военизированных группировок заявляют, что «принимают во внимание египетский план прекращения огня».
Сложившаяся ситуация напоминает то, что происходило во время Второй ливанской войны в 2006 году и в конце операции «Облачный столп» в 2012-м, когда параллельно с продолжавшимися обстрелами израильской территории велись переговоры о перемирии, отмечает Бен-Ишай. По его мнению, особого смысла в наземной операции израильской армии нет. Даже если в ходе такой операции будут обнаружены и уничтожены все арсеналы и подпольные предприятия по производству вооружений, ХАМАС и финансируемый из Тегерана «Исламский джихад» смогут восстановить их в течение около двух лет. Чтобы этого не произошло, Израиль будет вынужден сохранять постоянное военное присутствие на территории Газы, однако никто в политическом руководстве страны, включая самых ярых сторонников наземной операции, не рассматривает такую перспективу всерьез.
По этой причине более предпочтительным для Израиля сценарием развития ситуации является уничтожение 70-80% имеющихся в распоряжении террористов вооружений путем авиаударов. Египет, в свою очередь, должен ликвидировать туннели и другие каналы контрабанды оружия и боеприпасов. Каир не заинтересован в продолжении поставок вооружений в Газу — по крайней мере до тех пор, пока у власти в стране находится Абдель Фаттах аль-Сиси, уверен обозреватель Ynet.
Таким образом, полностью устранить исходящую из Газы угрозу не удастся, но добиться того, чтобы обстрелы израильской территории возобновились как можно позже, вполне реально, подытоживает Рон Бен-Ишай.
Татьяна Володина