Top.Mail.Ru

Детства прекрасная пора: школьная экскурсия по следам Шоа

31.03.2001

Каждый год в определенный по еврейскому календарю день в Израиле отмечается День Катастрофы (Йом hаШоа) в память о шести миллионах евреев, которые были уничтожены фашистами в дни Второй Мировой Войны. Это дата выпадает, чаще всего, на середину мая. Как известно, новый день по еврейскому календарю наступает вечером предыдущего, поэтому все церемонии (текес), посвящённые Йом hаШоа начинаются за день, после заката солнца.

Ровно в восемь часов вечера по всей стране звучит двухминутная сирена (цфира), "дающая старт" этому грустному дню и всем церемониям приуроченным к нему. При звуке сирены вся страна замирает. Все и всё останавливается. Водители останавливают свои машины и выходят из них, пассажиры встают в автобусах, в домах все люди стоят. Опустивши со скорбью головы вниз, все представляют себе те страшные дни. В знак уважения, останавливаются даже арабы. После цфиры начинается главная церемония, с участием правительства, проходящая в Иерусалиме, в огромном центре "ЯД ваШЕМ", посвященном Катастрофе.

В этот день ученики всех школ страны приходят одетые в белые рубашки. Вместо первых учебных часов во всех классах проходят беседы, посвящённые Дню Катастрофы. Далее в каждой школе проходит текес, который начинается после очередной — второй сирены.

Во время всей церемонии двое учеников- мальчик и девочка- читают в микрофон имена погибших в Катастрофе. На текесе звучат стихи, поют песни посвящённые Шоа. Самый главный смысл и главная цель всех этих церемоний: Не дать такому ужасу и кошмару повториться вновь!

Мероприятия с аналогичным содержанием проводятся по всей стране во всех учреждениях, включая Кнессет.

Вечером того же дня, все и всё возвращается на свои места, и наступают рутинные будни, в течение которых почти никто не будет вспоминать о тех ужасных событиях. Всё уходит в историю, а одной историей жить не возможно. Два поколения назад эта тема была свежа и актуальна, и на ней воспитывались эти поколения. Но не в наши дни. Всё ушло в прошлое. И к тому же, свидетелей тех времён остаётся, к сожалению, из года в год всё меньше и меньше. Но тем не менее, делается всё для того, что бы новые поколения знали о Катастрофе как можно больше и подробнее. Для этих целей в Израиле было сооружено огромное количество музеев и целых комплексов посвящённых Шоа.

Во время учёбы в школе учащиеся посещают большинство этих мест, в рамках специальной программы Министерства образования, посвящённой ознакомлению с Катастрофой.

К счастью, моему поколению ещё довелось услышать истории и рассказы о Катастрофе, из первых уст. От людей, лично прошедших концлагеря и гетто, и оставшихся в живых. Одна из главных целей этих старых людей -рассказать молодым о том аде, который они прошли. А самое главное, по моему мнению, они стремятся объяснить и обратить внимание на ошибки, которые были допущены в то время и привели к столь печальным результатам, как убийство шести миллионов невинных и мирных людей только из-за того, что они были евреями.. Осталось очень много разбитых семей: пропавшие без вести родители, братья и сёстры, о чьих судьбах ничего не известно до сих пор, пятьдесят лет спустя. Тех, кто уцелел и приехал жить в Израиль, называют Ницулей Шоа (спасшиеся от катастрофы).

Эти люди часто работают гидами в музеях, а ещё создан целый киббуц, в котором проживают только Ницулей Шоа. Рядом с киббуцем сооружен учебный центр, в который приезжают учащиеся школ, со всей страны, на недельные семинары, в течение которых пережившие Катастрофу люди, рассказывают свои истории.

Когда я учился в одиннадцатом классе, моя параллель приехала в этот киббуц. Мы были размещены в общежитие на территории киббуца. Нам запретили брать с собой магнитофоны и всякие "шумящие" вещи. Организаторы пытались создать обстановку, максимально похожую на ту, которая царила в те страшные времена….

Каждый день нам демонстрировали документальные фильмы, показывали различные фотографии и предметы, оставшиеся с тех времён, и свидетельствующие тех ужасах, через которые пришлось пройти нашим предкам. Но самым важным были ежедневные встречи с Ницулей Шоа. Они рассказывали нам о своей жизни до войны, во время неё и после. От многих рассказов хотелось просто плакать. Люди, потерявшие всё и всех. Мы узнали много нового о жизни в гетто и в концлагерях. О правилах и запретах, по которым они там жили.

Ну, а самое главное — как они смогли выжить в таких нечеловеческих условиях. И после всего этого сумели самостоятельно пройти через всю разбитую Европу и добрались до своей Родины — Израиля и обосновались здесь. Они рассказывали нам все эти истории, как будто бы впервые в жизни. Некоторые даже не моли договорить. Они просто начинали плакать. Да, да, пятьдесят лет спустя. А представьте себе, что они чувствовали ТОГДА!

Все ребята слушали этих пожилых людей, в буквальном смысле с раскрытыми ртами. По окончании семинара нам было предложено пройти тестирование, в котором были различные вопросы, посвященные войне в целом и Шоа в частности. Надо отметить, что полученные результаты были высоки. Безусловно, такие мероприятия позволяют узнать больше об истории своего народа.

В одном из залов киббуца, в котором выставлена экспозиция, рассказывающая о жизни Ницолей Шоа в Израиле, я заметил интересную статью. Это была вырезка из центральной израильской газеты датированная несколькими годами ранее. В ней рассказывалось, как один 10- летний мальчик по имени Эяль Беркович на семинаре, для детей задал вопрос: " А почему наша израильская армия, которая считается одной из самых сильных в мире, не заступилась за евреев в других странах?"

Пожилые люди, которым он задал этот вопрос, очень разволновались и ответили ему, что тогда не существовало ещё израильской армии, точно так же, как и не существовало государства Израиль. И не было никого, кто бы мог хоть в какой то степени заступиться и помочь им. Они были выброшены на произвол судьбы. Интересно, смог ли поверить десятилетний Эйяль, что было время, когда не было государства?..

И действительно, когда ходишь по залам музеев и смотришь на все фотографии и слушаешь истории спасшихся, то воля неволей приходишь в ужас оттого, что никто не хотел помочь этим людям. Представляя себе прошлые времена, мы благодарим Б-га, за то, что сегодня мы живём в сильном государстве, которое в любой момент сможет заступиться за свой народ.

По окончании семинара и возвращении домой все "окунаются" в будни и вся информация, полученная в киббуце, отходит на второй план. Но в подсознании всё равно остаются все те ужасные картины и факты о Катастрофе.

Сделаем всё, дабы не дать такому повторится!

{* *}