В наше время, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Сегодня владение транспортным средством так же естественно, как водопровод в квартире. Но для того, чтобы водить машину, требуется водительское удостоверение — ришайон неhига.
В Израиле водительские права разрешено получать с семнадцати с половиной лет. Но начать учиться вождению можно на полгода раньше. Израильская молодёжь, как правило, особенно не задерживается, и с первого же разрешённого дня начинает брать уроки вождения — шиуреи неhига. И это одна из причин, почему большинство израильтян имеют водительские права.
Как и во всех странах, в Израиле для получения прав требуется пройти экзамен, состоящий из двух частей. Первая часть — теория — правила, дорожные знаки (тамрурим) и элементарное устройство машины. А вторая — практика — тест на вождение. К тесту допускаются лишь те, кто успешно сдал первую часть.
В одиннадцатых классах большинства израильских школ, проводится курс, на котором изучают теорию. Преподают представители государственной автоинспекции (мисрад hаришуй). В Израиле мисрад hаришуй гражданская организация. В конце курса желающие могут сдать государственный экзамен.
Ну, а если человек не школьник, или школьник, в школе которого не читают такой курс, он сам, накупив литературы, готовится к экзамену и сдаёт его прямо в мисраде hаришуй. Количество пересдач теории не ограничено. Зато каждый такой экзамен стоит немалых денег.
Для допуска к экзамену кандидат в водители должен обойти нескольких врачей: окулиста, терапевта, и психиатра, ибо он не должен состоять на учёте в психдиспансере. Каждый врач заполняет специальный бланк, выданный в мисрад hаришуй.
В школе, где я учился, курс подготовки к теории был. Раз в неделю приходили инспектора дорожного движения и обучали нас всем необходимым вещам. Курс продолжался около двух месяцев и по окончании прямо в школе, в спортивном зале нам был устроен экзамен. Проверка проходила на месте, и каждый, кто успешно сдал экзамен, получил официальный документ, при наличии которого он мог быть допущен к главному тесту. Тот же, кто не сдал, должен был пересдавать уже в ГАИ.
На летних каникулах, все те, кому позволял возраст, начали брать уроки вождения. Для этого все записались в различные школы вождения (бейт-сефер ленеhига). Каждый ученик прикрепляется к определённому учителю вождения (море неhига) у которого по израильским законам обязан взять минимум 28 уроков. Вне зависимости от того насколько хорошо он водит машину. Без положенного минимума не допускают к тесту.
Урок (шиур) продолжается минут по 45. С первого же занятия ученик выезжает на обыкновенную дорогу в городе. Во время шиура, отрабатываются все возможные ситуации. Мой учитель находил для меня самые сложные переулки и закоулки, в которых с трудом могли разъехаться две машины, выезжали на скоростную дорогу, имитировали обгоны и экстремальные ситуации. Особое внимание уделяется парковке, как правильно припарковаться. Ни в коем случае нельзя задеть тротуар. Задел — не сдал тест. Второй не менее важный элемент — это так называемый старт на горке (зинук беалия). Надо постараться не скатиться назад. Скатился — не сдал тест. Эти два элемента присутствуют всегда.
После того, как ученик прошел минимальные 28 уроков, инструктор решает готов ли он к сдаче теста. Если да, ему назначается дата экзамена. Тест принимает экзаменатор (бохен) из мисрада hаришуй. Экзамен сдают одновременно два ученика. Первый выезжаёт со стоянки ГАИ и едет по маршруту, указываемому бохеном. В какой-то момент ученики меняются, и второй возвращается обратно в ГАИ.
Каждый из учеников ездит по двадцать пять минут. Во время экзамена, экзаменатор не делает замечаний, но записывает их в специальный бланк. Не сообщают и результат экзамена. Ответ можно получить по телефону в тот же вечер. Если сдал, то на утро завтрашнего дня ты в праве получить ришаён неhига и начать водить собственную машину. Если нет — жди пересдачи.
Тест, как и теорию можно сдавать неограниченное количество раз.
Следует заметить, что можно брать уроки вождения как на машине с обыкновенной коробкой передач, так и автоматической. Только те, кто учился и сдавал тест на автомате, не имеет права управлять другим видом автомобиля. А те, кто сдавал тест на машине с обыкновенной коробкой передач, в праве водить и на автомате.
Человек получил права, но не достиг 18 лет: он обязан в течение полугода со дня их получения водить машину в присутствии взрослого, имеющего права как минимум три года. Так же, все без исключения водители, в течение первых двух лет называются "новыми водителями" (неhаг хадаш). Они обязаны иметь на заднем стекле машины табличку, на которой написано "неhаг хадаш". Дорожная полиция с особым вниманием относится к таким водителям. За незначительные нарушения, полицейский вправе отобрать у водителя права и таким образом вынудить его заново сдавать тест.
Сам тест довольно-таки нервное мероприятие. Был, помню, случай, когда бохен под конец экзамена попросил девушку припарковаться и заглушить мотор, для того чтобы сел за руль другой ученик. Она, бедная, обрадовавшись, что очень хорошо проехала и наверняка сдала, вместо тормоза нажала на... газ и врезалась в тротуар. Естественно, экзаменатор, который хотел поставить ей положительную оценку, сразу же поменял своё мнение. И, увы, оказался прав!..
Раньше, по прибытии в страну, новый репатриант имевший в наличии водительское удостоверение из страны исхода, мог автоматически получить израильские права. Но сейчас этот закон отменили, так как многие предоставляли поддельные или купленные права. Таким образом, не важно, какой стаж имеет водитель, он всё равно должен сдавать экзамен. Как теоретическую, так и практическую части.
Весь процесс получения ришайон неhига вовсе не дешёвое удовольствие. В среднем один урок вождения продолжительностью в 45 минут, стоит около 20$. Тест примерно 50$. Так что посчитайте. Уроков минимум 28 + тест, который мало кто сдаёт с первого раза и так далее.
По израильским законам, если человек был пойман полицией до того, как он получил ришайон, он лишается права сдавать тест в течение нескольких лет, а иногда, может быть, и на всю жизнь. И помимо этого, хозяин машины, на которой был пойман нарушитель, получает штраф на очень большую сумму и также может быть лишён прав на некоторое время.
Так давайте же ездить осторожно и по правилам.
Счастливого пути!
Вконтакте
Twitter
Телеграм