В Израиле сложно найти хотя бы одну зеленую лужайку, где бы люди не расположились для маленького пикника. Но памятный парк, окружающий гробницу барона Эдмунда де Ротшильда и его жены Аделаиды в Рамат-Ханадиве, блистает ухоженностью и чистотой, словно европейский парк для игры в гольф.
Красивый сад, одна из достопримечательностей широкого зеленого массива Рамат-Ханадива, расположен на склоне горы Кармель, на севере Зихрон-Яакова. Это удивительное место, где родители могут показать своим детям живую природу и просто отдохнуть на свежем воздухе. Лесной массив представляет собой удобное место для туризма: гуляя по круговым тропам, можно любоваться красивым пейзажем, природными, историческими и археологическими экспонатами.
Парк, расположенный вдоль средиземноморского побережья на северном ответвлении Кармельских холмов, примыкающий к широкой равнине, является местом, откуда открывается вид по всем четырем направлениям. Если посмотреть на запад, можно увидеть искрящееся на солнце море и услышать гул машин, движущихся по прибрежной трассе, и гомон птиц, прилетающих на зимовку к прудам для разведения рыбы, находящимся на территории кибуца Мааган-Михаэль (Ma'agan Michael). К северу от парка к Хайфе поднимается зеленый хребет горы Кармель. Холмы Menashe Hills спускаются с северо-востока. На востоке возвышается Самария.
Человек, в память которого был возделан этот чудесный сад, сыграл огромнейшую роль в развитии движения сионизма во времена оттоманской Палестины. Барон Эдмунд де Ротшильд, потомок знатной семьи французских банкиров, стал известен как основатель Йишува (еврейского поселения в Палестине) и щедрый благотворитель.
В период с 1882 по 1900 годы Ротшильд вложил более 6 миллионов долларов в различные еврейские организации в Палестине. Он спас поселение Зихрон-Яаков от неминуемой экономической катастрофы. Барон также финансировал селения Рош-Пина, Ришон-Лецион, Йесуд-Хамаала и другие, вложил деньги в работы по мелиорации болотистой местности близ Хадеры и основал Метуллу.
Дома, фабрики, синагоги, гидротехнические сооружения, медицинские центры тоже воздвигались при поддержке барона. Посадив виноградники и создав Carmel Winery (на территории Зихрон-яакова и Ришон-Лециона), Ротшильд заложил фундамент для развития современной израильской алкогольной промышленности. Ведомый мыслью освобождения еврейского народа, опасаясь за его будущее в Восточной Европе, Ротшильд основал собственную структуру в противовес старой. Турецкий режим был коррупционным. Страна была запущена, отсутствовала даже основная база инфраструктуры. Еврейские поселенцы из Восточной Европы часто придерживались идеалистичных взглядов и забывали о сельском хозяйстве. Ценность земли возрастала по мере того, как увеличивались интересы и иммиграционные потоки евреев. Соседи-арабы часто беспокоили еврейских поселенцев и провоцировали ошибочные земельные споры.
Ротшильд держал под финансовым контролем многие учреждения, назначал инспекторов и менеджеров для более полного контроля над финансовой обеспеченностью и условиями жизни еврейских поселенцев. Но неполноценные советы и административная деятельность этих менеджеров зачастую приводили к небрежному расточительству огромных денежных фондов. Политика автократии разжигала недовольство среди настоящих поселенцев, извлекающих выгоду из щедрых даров Ротшильда. Развивалась бюрократия.
К 1900 году барон решил прекратить поддержку некоторых проектов и поселений, которые он основал, а взять на себя только контролирующую функцию и влиять на номинально независимые управленческие организации. Но его связь со страной, которой он посвятил себя, никогда не ослабевала. В 1914 году, во время визита в регион Зихрон-Яакова, он выразил желание быть похороненным на этой земле, около горы Кармель.
Ротшильд скончался в 1934 году. Двумя годами позже начались работы по возведению памятного сада, которые продолжались вплоть до середины 50-х. В 1954 году останки барона Ротшильда и его жены были помещены в новый склеп с туннелем, выдолбленным в горе Кармель. Кругообразный парк окаймляют три ряда тропинок. У восточного входа установлена карта-ориентир с указанием городов и поселений, которые основал Ротшильд.
Если двигаться по периметру парка с северо-востока, то на пути встречается большой Розовый сад. В парке установлены фонтаны, олицетворяющие уникальную династию Ротшильдов, отца и пятерых сыновей. В центре стоит улыбающаяся каменная женщина, причудливо изваянная в солнечных часах.
Если посмотреть на восток, можно увидеть холмы Самарии. Вспоминая вид моря с западного конца сада, мы можем прочувствовать, каков размах горных кряжей Кармеля. Здесь же теснится Пальмовый сад, представленный различными видами пальмовых деревьев.
В парке есть специальный участок земли под названием Ароматный сад, предназначенный для слепых и слабовидящих. Он засажен пряными растениями, травами и душистыми цветами. Специальная ограда помогает посетителям ориентироваться в пространстве, а выгравированный на ней шрифтом Брайля текст рассказывает о растениях. Скамейки вокруг служат местом, где посетители могут отдохнуть, слушая журчание фонтана. Примыкающий к Ароматному саду амфитеатр – излюбленное местечко для проведения различных церемоний, особенно концертов классической музыки.
Бережно ухоженные растения сада окружены резервом площадью 4500 дунамов, представленным различного рода ландшафтами. Здесь есть четыре круговых маршрута. Они раскрашены в разные цвета и разрисованы указательными стрелками. В информационном центре у входа в парк можно приобрести карты и информационные брошюрки. Туристы с легкостью могут перепрыгнуть с одного маршрута на другой, что дает им возможность побывать везде не за пять, а за полтора часа.
Следуя по маршрутам, туристы могут увидеть старинные сельскохозяйственные орудия, следы античных водных каналов, родник с остатками римской ванной, археологические находки полуразрушенных еврейских домов эры Второго Храма, холмы, покрытые дубовыми деревьями, панорамный вид на средиземноморское побережье. Маршрут по отвесной скале ведет к доисторической пещере Кебара (Kebara Cave), в которой 60 тысяч лет назад жили неандертальцы. Также есть шанс увидеть диких газелей, гарцующих по холмам. По маршруту можно прийти к Шуни (Shuni), где сохранился маленький римский театр.
Вид кибуца Мааган-Михаэля и простирающиеся к северу жилые комплексы Зихрон-Яакова являются напоминанием о том, как далеко вперед ушла страна с тех дней, когда первые поселенцы боролись за свое существование под покровительством Эдмунда де Ротшильда. Конечно же, никуда не деться от совершенных ошибок, от того, что деньги зачастую тратились зря, а некоторые поселения были заброшены. Все же не стоит забывать о роли Ротшильда, которая, несомненно, была решающей в поддержке первой волны сионистских поселенцев.