«Лицхок эт коль а-дерех эль-а-банк!» — «Смеяться на протяжение всего пути к банку!»
(Из рекламного ролика)
Очевидно, что современное общество без банков существовать не может, как и банки без общества. Однако если с первой частью этого утверждения безоговорочно согласится любой нормальный человек, то вторая кажется для дипломированного специалиста не столь очевидной. Экономисту иногда бывает трудно объяснить почему, если общество обнищает и станет агрессивным, то и банки вместе с банкирами тоже могут пострадать.
Например, когда несколько раз подряд соответствующие международные финансовые учреждения понизили рейтинг израильских банков, банкиры ведущего израильского финансового квартета — «Апоалим», «Леуми», «Дисконт-банк» и «Абинлеуми Аришон» — из одной крайности бросились в другую. Раньше, если ты рождён мультимиллионером, тебе было до невозможности просто получить миллионный, под стать собственному состоянию, кредит, то теперь, если ты малоимущий, получить даже небольшой кредит стало почти невозможно. При этом за обычные банковские услуги по переводу денег и поддержанию счёта работники, сидящие на зарплате, вынуждены теперь платить гораздо больше. Напомним, что в Израиле выплаты части зарплаты «чёрным налом» практически не существует, и гражданин намертво привязан к тому банку, куда ему направляется зарплата.
Теперь банки корпоративным решением приняли программы улучшения своей эффективности. Нет недостатка и в предложениях относительно того, как улучшить эффективность экономики в целом. Основное предлагаемое «лекарство» – массовые увольнения. Однако непонятно, каким образом станут поддерживать своё «бренное» существование граждане, которые и сидя-то на зарплате с трудом сводят концы с концами. Десятилетие экономических реформ показало, что израильское общество упорно отказывается функционировать на принципах голой экономической целесообразности. Поэтому чересчур вольный «гений» экономического либертарианства может привести к ситуации, при которой до процветания в стране доберутся 10% граждан, а остальные – до Америки, Канады и России.
Некогда, на заре 90-х, главным врагом процветания и тормозом прогресса в глазах новоприбывших олим был Гистадрут. Он вызывал у массы стойкие ассоциации с присной памяти ВЦСПС и действовал в руках лидеров алии как красная тряпка в руках тореадора. Когда надо было разъярить «быка» и направить его ярость в русло израильской политики, русскоязычная массмедиа чихвостила, наряду с киббуцами, и этот «оплот израильского социализма и бюрократии». Иногда создавалось впечатление, что только он один и мешает глубокому прорыву Израиля в тылы «свободного мира» с его «концом истории» и началом бесконечного и неодолимого «просперити». При этом олимам их лидеры предлагали ощутить гордость за то, что именно они пережившие «ужасы советского социализма», теперь призваны стать тем политическим тараном, который сокрушит социализм израильский. И олимы эту гордость «прочувствовали»… Теперь, когда многие из тех, кто успел взять ипотечные ссуды на покупку квартиры остался без работы и под угрозой выселения, эта гордость осталась, пожалуй, тем единственным утешением, которое способно согреть разбитое сердце: это мы, мы раздавили социалистическую гадину и освободили Израиль от понятий социальной справедливости!
«- В Израиле все евреи свободны.
- Чего, чего?..
- Еврей?
- Угу…
- Свободен!»Под стать старому анекдоту и (с отнюдь не меньшей «бородой») так называемый «парадокс израильского доллара». Заключается он в том, что, когда цена доллара начинает во всём мире падать, чему-то именно в Израиле она начинает стремительно расти. Это именно та ситуация, которая наблюдается в Израиле последние две недели, в течение которых курс котировок доллара стал падать на всех валютных рынках, кроме израильского. Израильский предприниматель пуглив: «ежели доллару плохо, ужо и нам несдобровать!» Такая привязка (и привязанность) израильской экономики к экономике США, как выясняется теперь, имеет значительные издержки. Здорово было Израилю вместе с Америкой выйти практически невредимым из кризиса 1998 года. Зато теперь, когда «долларовый пузырь» начинает сдуваться, слишком тесная «обусловленность» израильской экономики является дополнительной причиной экономического спада. Что касается курса израильской валюты по отношению к доллару, то, как сообщает «Гаарец», в фирме финансовых вкладов «Несуа Занекс» считают, что устойчивость шекеля будет сильно зависеть от итогов нынешних выборов и последующих политических торгов по формированию нового правительства. Если будет сформирован «узкий кабинет», то обесценивание шекеля по отношению к доллару будет продолжаться. В случае же, если будет сформировано правительство национального единства, падение шекеля замедлится.
Справедливости ради следует отметить, что только часть экономистов перекладывает вину за экономические трудности страны на других: на харедим, на арабов, на поселенцев, на профсоюзы, на мировой экономический кризис, в конце концов. Многие признают, что главными причинами нынешних затруднений является именно чересчур догматичное следование рецептам «чикагской монетаристской школы», недостатки, мягко говоря, которых мир уже имел счастье наблюдать в Аргентине. Другими словами, основными причинами экономического кризиса являются всё-таки ошибки экономической политики ряда израильских правительств (безотносительно «левых» или «правых» — и те и другие грешили в «весёлые девяностые» экономическим либертарианством).
Теперь, когда профсоюзы в значительной степени разгромлены под улюлюканья новоприбывших и оттого политически малообразованных «масс», не находится никакого противовеса для восстановления более справедливого баланса экономической нагрузки между несколькими процентами богачей и нищающим большинством. Политические партии, как правые, так и левые, разучились говорить языком социальной солидарности. Привычные политические лозунги социал-демократии перешли в разряд политических ярлыков и ругательств. Даже обсуждать эти вопросы в СМИ, пользуясь привычной терминологией, подчас стало невозможно без того, чтобы не выглядеть маргиналом.
В ситуации, когда общество в целом находится в состоянии распада и деморализации, артикулируемый финансовой элитой акцент на «оздоровлении банков» выглядит какой-то насмешкой над нуждами большинства граждан.