Top.Mail.Ru

Арак — ближневосточное зелье

16.06.2003

Однажды вечером, около месяца назад, владелец фешенебельного тель-авивского бара «Шезек» Давид Блау собрал всех своих служащих с тем, чтобы сказать следующее: «Арак. Этим летом будем подавать арак» . Чтобы выполнить слово хозяина, времени ушло немного, и вскоре завсегдатаи заведения начали заказывать древний ближневосточный напиток. Блау объясняет, что финансовые соображения играют немаловажную роль в определении тенденций ночной жизни, особенно во время нынешнего экономического климата.

«Предоставляя людям возможность потреблять алкогольные напитки, мы, учитывая трудную экономическую ситуацию в стране, стараемся предлагать клиентам более дешевые, но качественные и приятные напитки. Арак — традиционное ближневосточное зелье, идеально подходящее для жарких летних вечеров. Его можно пить вперемежку с водой и льдом, грейпфрутовым соком или лимонадом. Оно прекрасно утоляет жажду» , — говорит Блау.

В течение прошедших двух лет арак стал пользоваться заметной популярностью среди молодых израильтян. Предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле алкоголем отмечают, что в последнее время цена на алкогольные напитки в барах, клубах, ресторанах, супермаркетах и киосках сильно возросла. Ашер Хассон, работник ликероводочного магазина «Hinawi George» в Джаффе говорит, что спрос на арак повысился на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Он утверждает, что в меню некоторых заведений, ранее вообще не включавших спиртные напитки, появился арак. Это относится, например, к тель-авивскому ночному клубу TLV, который начал заказывать этот напиток с прошлого года в виду повышенного спроса. «Среди людей старшего возраста арак всегда пользовался популярностью, теперь его предпочитает и молодежь» , — говорит Хассон.

Дешево и сердито

Аффи Гур-Ари, профессиональный директор школы барменов «Zman Amiti», утверждает, что в отличие от напитков, основанных на бренди и в последнее десятилетие теряющих былую популярность, количество любителей арака на данный момент только увеличивается: «Молодые перестают выбирать бренди или коньяк, которые обычно пьют при комнатной температуре. Они предпочитают простоту и непритязательность арака. Более того, никто не остается равнодушным и к доминирующему вкусу напитка — многие его любят, а многие просто ненавидят» .

Владелец столичного бара «Betty Ford» Ирис Данино считает, что главной причиной популярности напитка является его низкая цена. «Арак здесь стоит 14 шекелей, это самый дешевый напиток в баре, — говорит он. — Заказывают его, в основном, мужчины за 30, которые и алкоголь любят, и денег предпочитают много не тратить. Вместо виски они заказывают арак» .

Одним из таких клиентов является писатель Дуду Бусси («The Moon is Green in the Wadi»), называющий арак «райской водой». Бусси стал пить арак отчасти чтобы сократить свои расходы на ночную жизнь: «Для парня, который любит отдохнуть, потягивая вино, выход в бар или ночной клуб становится дорогим удовольствием. Средний любитель выпивки, такой, как я, обычно заказывает за ночь 4–5 сортов напитков, каждый из которых стоит 25–50 шекелей» .

Кроме низкой цены, арак отличается еще и повышенным содержанием алкоголя — от 40 до 80 процентов.

Ливанские корни

Арак — ливанский напиток, настоянный на анисе. При традиционном, ливанском, способе изготовления арака, зерна аниса замачивают в виноградном соке и настаивают в глиняных кувшинах. Хотя в Израиле самаритяне перегоняли арак еще тысячелетия назад, современный вкус напиток обрел только после иммиграции евреев из Северной Африки и Ближнего Востока. «Возрождение» арака повлияло и на ассоциации, связанные с этим напитком. Бусси объясняет: «Арак раньше ассоциировался с ленивым, скрюченным, злым и невежественным сефардом, который был готов продать свою дочь за бутылку спиртного. Этот образ был запечатлен кинематографом — например в фильме «Salah Shabati» и показан через героев, любящих выпить арак, одного из которых сыграл Ари Элиас» .

Бусси предполагает, что именно это стало причиной того, что представители нескольких поколений сефардов в Израиле отрекались от спиртного напитка, который видели у себя на столе с детства. Сейчас же они потягивают арак с гордостью за свою нацию. «В течение нескольких лет я подражал ашкеназской культуре, поэтому я, можно сказать, являюсь частью израильской истории. Отрекшись от азиатской музыки, на которой вырос, я отказывался и от арака, и от всего, что с ним связано. В течение многих лет я не осмеливался заказывать этот напиток в барах, даже если очень хотел. Боялся, понимаете ли, взгляда, которым вознаградит меня официант или бармен, если я закажу стакан арака, даже если они сами, как и я, являются сефардами, — говорит Бусси. — Но сейчас все изменилось. Раньше, чувствуя себя меньшинством, сефарды стремились быть похожими на ашкеназов, а сейчас, наоборот, ашкеназы постепенно “сефардируются”».

Данино соглашается: «Арак раньше ассоциировался с нашими дедушками. Но сейчас, когда молодые восстановили связь со своими корнями, они больше не стесняются пить арак» .

Марина Костылева

{* *}