Top.Mail.Ru

Приказано выжить

09.09.2003

Еженедельные обзоры ситуации в Израиле от человека находящегося в непосредственной близости от мест ведения боевых действий. Авром Шмулевич — раввин и историк, известный публицист и общественный деятель, лидер движения "Беад Арцейну" ("За Родину"), сотрудничающего со многими политическими движениями России и СНГ. Живет в Хевроне.

Теракты в Израиле обрели пугающую регулярность. Лишь за последние две недели — очередной взрыв: двое убитых, пятнадцать раненых, из которых 51-летняя женщина 51 года и 22-летний парень — в очень тяжелом состоянии; артиллерия «Хезболлы» обстреляла северный город Шломи, погиб 16-летний подросток, четверо ранено. Почти десять раз обстреливали ракетами еврейские поселения вокруг Газы, впервые за всю израильскую историю ракеты упали на землю Ашкелона; стрельба на дорогах и «мелкие теракты» с одним–двумя пострадавшими стали, чуть ли не ежедневной нормой…

Что это — война? Нет, просто теперь так выглядит мир.

Госсекретарь США Пауэлл уже сообщил, что перемирие с палестинцами не только не будет нарушено, оно, мол, и не нарушалось вовсе: «Мы не можем этого допустить. Мы продолжим двигаться вперед согласно “Дорожной карте”. Мы будем продолжать делать все, что в наших силах. Нас не остановят ни бомбы, ни насилие». Госдепартамент призвал все стороны, включая Израиль проявлять сдержанность. То есть никаких ответных действий в отношении «Хезболлы», никакой ликвидации террористических инфраструктур в автономии.

Неужели Америка слепа? Или наивно считает исламистских фанатиков борцами за свободу и независимость?..

Ни то и ни другое. И американцы, и европейцы, и весь остальной мир всего лишь следуют собственным интересам, ориентируясь на сильнейшего. А сильнейшими в нынешней ситуации им кажутся арабы, ООП и ХАМАС.

Один из главных идеологов современной американской внешней политики профессор Сэмюель Хантингтон в своей программной книге «Столкновение цивилизаций» писал: «По мере развития революций умеренные, жирондисты и меньшевики проигрывают радикалам, якобинцам и большевикам. Аналогичные процессы обычно происходят и в войнах по линиям разломов цивилизаций. Умеренные, ставящие перед собой узкие цели (как, например, автономия, а не независимость), не добиваются своих целей посредством переговоров, — которые почти всегда на начальной стадии терпят неудачу — и их дополняют или вытесняют радикалы, стремящиеся к достижению куда более отдаленных целей насильственным путем».

Выигрывает (в том числе, и в глазах мирового общественного мнения) тот, кто ставит перед собой задачи дерзкие, глобальные. ООП, Арафат и ХАМАС такую задачу поставили: создать на месте Израиля свое государство — и тогда мир, затаив дыхание, станет прислушиваться к ним.

Израиль же сегодня находится в состоянии кризиса. В первую очередь, кризиса идей, кризиса идеологии. Подобного тому, который имел место столетие назад, когда впервые возник вопрос о воссоздании Израиля.

Избранный тогда путь — решение проблем безопасности и экономического существования еврейского народа путем создания независимого еврейского государства — полностью себя оправдал. К концу XIX века все понимали, что еврейский народ поставлен в кризисные условия: не говоря уж об усилении практически во всех странах экономической и политической дискриминации, резко возросла угроза самому существованию, угроза физической безопасности евреев.

Умеренные еврейские круги предлагали тогда умеренные же варианты, а именно: бороться за улучшение условий жизни «там, где сидишь», и/или перебираться в более благополучные в этом отношении страны. Под определение «умеренные» в этом смысле подпадали и либералы, и автономисты, и ассимиляторы, и бундовцы, и коммунисты. Общим для всех них было то, что генерируемые ими решения являлись традиционными, не несли в себе ничего радикально нового — ведь евреи со времен ассирийского изгнания действовали в привычных рамках: подкупить царя, отравить царя, устроить всеобщее восстание или вообще смыться из этой страны в другую, более человечную.

Настоящими радикалами оказались тогда только сионисты, которые предложили идею абсолютно, казалось бы, безумную — вернуть землю Израиля, где евреев практически и не осталось, где властвовали турки с арабами, которых готовились сменить англичане, французы и русские… Вернуть — и построить там независимое государство. Нормальные евреи крутили пальцами у виска и пытались, как могли остановить безумцев, чтоб, когда последних начнут колотить палками, не перепало и нормальным. Но, хоть строители государства Израиль Хантингтона и не читали, действовали они вполне правильно: чтобы победить, надо стремиться разгромить вражескую столицу, центр управления. А думать только о взятии лишь ближайшей линии окопов — значит, гарантированно проиграть войну. Лишь глобальная, радикальная цель позволяет полностью перестроиться для борьбы и с максимальной эффективностью использовать все имеющиеся ресурсы. «Радикальный», между прочим, значит «коренной», от слова «корень»…

Сегодня, как и сто лет назад, еврейский народ вновь оказался перед лицом тех же самых проблем: физическая безопасность и экономическое выживание. Не перестреляют Израиль, арабы — добьет экономический кризис. Аксиома: чтобы победить болезнь, надо добраться до ее первопричины. Но причины, породившие эти кризисы, поставившие нас на грань пропасти, находятся далеко от наших границ. Не на Тель-Авивскую биржу завязано развитие нашей экономики и наше материальное благополучие. Не от принимаемых в Рамалле и Иерусалиме решений зависит развитие событий на Ближнем Востоке в сторону войны или мира. И в военной, и в экономической областях мы втянуты в процессы более глобальные, и добиться желательного для нас положения вещей, желательных для нас решений можно только в том случае, если мы будем в состоянии оказывать решающее влияние на принятие этих решений. Тот, кто не способен навязать свою волю другим, обречен вечно выполнять чужую волю. Огонь следует вести по штабам — только так выигрываются не стычки, но войны.

Элементарная, между прочим, мысль.

Как и столетие назад, умеренные, половинчатые подходы себя исчерпали. Нужно выйти за пределы очевидных, привычных, границ и концепций. Вновь нужна глобальная цель, глобальная стратегия, радикальное (то есть коренное) решение.

Государство Израиль, контролирующее пространство от Нила до Евфрата и способное оказывать, в своих интересах, решающее влияние на процессы, происходящие от Меконга до Рио-Гранде.

Таков единственно реальный императив нашего выживания в новом веке.

Разумеется, заботясь о материальном, нельзя забывать и о духовном. Израиль только тогда сможет быть по-настоящему сильным, когда евреи будут действовать сообразно воле Всевышнего, повинуясь Его законам.

Выход из кризиса — это всегда рывок, это всегда кардинальное изменение образа мысли и образа жизни. Государство, не способное измениться, обречено. Отличие евреев от других народов — в том, что мы всегда выходили из кризиса, правда иногда теряя миллионы людей. Я уверен, что и сегодня мы сможем справиться с охватившими нас проблемами (правда, надеюсь, не столь дорогой ценой).

Тем более что существует Б-г. И Он — на нашей стороне. «Вот, наступают дни, — говорит Г-сподь, — когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: “Г-сподь — справедливость наша!”» (Пророк Иермияhу, 33:14–16).

Авром Шмулевич

{* *}