Top.Mail.Ru

Время «будущих»

27.02.2004

Когда маленькую Илану Санвато (Ilana Sanvato) отец нес на спине от Эфиопии до Судана, откуда они переправились в Израиль, вряд ли он мог даже мечтать о том, что в один прекрасный день, закончив с отличием курс обучения в рамках первой доуниверситетсткой программы «Atidim», его дочь станет студенткой престижного хайфского Техниона…

В переводе с иврита слово «atidim» означает «будущие». Вот уже четыре года организация с этим названием является именно мостом в будущее. Иначе говоря, проект «Atidim» — это специально разработанная программа, дающая талантливой израильской молодежи из неблагополучных семей возможность получить академическое образование в области инженерного дела и науки. После этого молодые выпускники идут служить по полученной специальности в армию обороны Израиля — ЦАХАЛ всегда нуждается в образованном и преданном своему делу персонале. А когда срок армейской службы истекает, полученные навыки, знания и опыт становятся той прочной базой, которая дает все шансы подыскать хорошую работу. Помимо прочего, программа «Atidim» поднимает боевой дух общества и устанавливает новые стандарты для школ, доказывая, что студенты из неблагополучных семей вполне могут добиться вершин в области израильского образования. Технион, ЦАХАЛ и Государство Израиль таким образом предоставляют им шанс служить на благо своей страны.

Программа была основана четыре года назад нынешним министром обороны Шаулем Мофазом, занимавшим тогда должность начальника генштаба. Поводом к этому послужил недостаток квалифицированных резервистов, призываемых из неблагополучных в социально-экономическом плане семей, а также жителей периферии. Лишь единицы среди них имели дипломы о среднем образовании, а уж о высшем образовании и вообще говорить не приходилось. Создатели «Atidim» поставили перед собой цель — предоставить студентам максимально благоприятные шансы для получения качественного диплома о среднем образовании, позволяющего поступить в лучшие академические учреждения.

Еще в августе Илану и ее знакомых студентов-эфиопов поздравил лично министр Мофаз, специально выделивший из своего плотного графика время для личной встречи с 23-мя студентами. Позже он обратился к студенческой аудитории, гордым родителям, представителям ЦАХАЛ и персоналу Техниона. Церемония в честь выпуска стала событием весьма эмоциональным, включив в себя показ видеороликов, зафиксировавших отдельные моменты жизни студентов в Эфиопии и их репатриации в Израиль, рассказывалось и о программе «Atidim», звучали песни на амхарском языке…

К группе выпускников обратился лидер эфиопской общины и бывший депутат Кнессета Аддису Масала (Addisu Masala). Благословив инициаторов программы, он поблагодарил Технион за внесенный вклад. «Думаю, что эта программа стала одной из важнейших национальных миссий, — говорит директор центра Техниона по доуниверситетскому образованию Мули Дотан (Muli Dotan). — Учащимся, которые приходят к нам для участия в проекте, предоставляется возможность, о которой они могли только мечтать. Как рассказали мне некоторые эфиопские студенты, это рождает у них искреннее стремление достичь самых лучших результатов. Я считаю, что в ближайшем будущем эта молодежь достигнет значительных успехов не только в пределах своих собственных общин, но и в масштабах всего израильского общества. Из этой программы пользу извлекает каждый: студенты, армия, университеты и общины» .

Сегодня в Израиле насчитывается 800 участников программы «Atidim», 40 процентов из которых посещают лекции в Технионе. Более трети закончивших в этом году доакадемическую программу для эфиопов уже в этом семестре начнут регулярные университетские занятия. Среди первых участников программы было всего 150 эфиопских учащихся. Помимо собственно эфиопских общин, в программе участвуют и другие этнические меньшинства — например, друзы, черкесы и бедуины, а также израильтяне третьего поколения из неблагополучных общин.

Основная программа — «Академический резерв Атидим» ( «Atidim Academic reserve» ), — у которой за прошедшие четыре года появилось несколько ответвлений, — начинается с уровня неполной средней и средней школ. Вначале определяют самых сильных учеников и пытаются обогатить их знания. Акцент при этом делается на такие науки, как математика, физика и английский язык. Программа считает своей главной задачей привлечение в ряды ЦАХАЛ и академический мир молодежи из развивающихся городов для получения высокоуровневых технологических навыков и их практического применения в армейской службе. Тем самым начинающие специалисты обеспечивают себе хороший старт для будущей карьеры. «Atidim Academic reserve» предоставляет всем участникам возможность получить степень бакалавра в области прикладных наук, инженерном деле медицине, праве и экономике. Она определяет талантливых выпускников 11–12-х классов, помогая им подготовиться и пройти специальный тест на проверку способностей, необходимых для обучения в университете. Прошедшие испытание получают право на помощь при дальнейшем обучении (социальная поддержка, финансовая помощь, консультации репетиторов и разного рода тренинговые программы).

Другим ответвлением программы является «Атидим для промышленности» ( «Atidim for Industry» ), посредством которой уже отслужившие в армии представители периферии становятся входят в мир израильской индустрии и бизнеса и сами становятся источниками развития региональной промышленности. Студентам предлагается финансовая поддержка во время обучения и помощь в поиске работы по его окончания. Участие в программе могут проспонсировать отдельные компании, при этом расходы на одного студента распределяются между ними и некоммерческой организацией «Друзья Атидим». Студенты, со своей стороны, посвящают спонсорской компании 4 часа в неделю во время учебного года (в основном, они заняты в компьютерной сфере) и 100 часов — во время летних каникул.

Посредством третьего проекта, называемого «Курсанты Атидим — общественному сектору» ( «Atidim Cadets for the Public Sector» ), планируется интегрировать в израильский общественный сектор талантливых молодых людей 21–30 лет из бедных общин, которых тщательнейшим образом отбирают либо по итогам армейской службы, либо по качеству работы «общественными предпринимателями». Эта трехлетняя программа взаимодействует с Еврейским университетом и школой государственной политики — помимо предоставления собственно образовательных услуг, покрываются все затраты на обучение и предоставление помощи педагогов. Обучают и тренируют курсантов государственные служащие, которые вводят их в мир гражданской службы, давая понимание ее сущности и структуры в сочетании с воспитанием и тренировками, направленными на умение решать неожиданно возникающие проблемы. Выпускники в течение пяти лет работают в службах общественного сектора.

Екатерина Иванова

{* *}