Top.Mail.Ru

Упростить по максимуму!

12.03.2004

В последнее время разработчики школьных экзаменов в Израиле все чаще критикуют чиновников министерства образования, которые, дабы облегчить восьмиклассникам сдачу экзамена по математике, удалили из его содержания задачи по геометрии. По мнению критикующих, данные изменения могут в перспективе подорвать само значение экзамена как инструмента по оценке знаний.

Эксперты по тестированиям не раз заявляли, что существенное снижение требований неминуемо вызовет взаимное несоответствие оценок за экзамены по математике в разные годы. Они соглашаются с тем, что геометрия далеко не самый простой предмет для израильских школьников, однако она же является одной из основных частей международных математических тестов, по результатам которых израильтяне обычно показывают крайне неудовлетворительные результаты (сегодня израильские школьники в этом отношении отстают от своих сверстников практически во всех развитых странах).

Такие предметные тесты, как «Эффективность обучения» и «Индекс развития» (ивритский акроним — «Мейцав»), считаются главным проектом израильского министерства образования. Они проводятся уже три года и должны помочь оценить ситуацию как в образовательной системе страны в целом, так и по отдельным предметам в частности. В экзаменах по математике, например, в последние два года геометрические задачи составляли 5 процентов от всех вопросов — шесть из 33-х в прошлом учебном году и восемь из 4-х — в позапрошлом. В году же нынешнем в утвержденных три месяца назад тестах не содержится ни одного вопроса по геометрии.

В последние два года оценки восьмиклассников по математике были особенно низкими. Согласно опубликованным в феврале результатам, школьники в еврейской образовательной системе Израиля получили средний балл 58 (по стобалльной системе), что лишь на восемь баллов превышает среднюю оценку предыдущего года. В нееврейской системе образования Израиля средняя оценка составила 37 баллов.

Тесты уже давно стали объектом критики — в основном, вследствие давления из школ. Известно множество случаев фальсификаций, когда учителя и директора помогали учащимся давать правильный ответ или вообще не допускали слабых школьников сдавать экзамен.

Материал для вопросов готовит Национальный экзаменационный центр, однако в действительности школьники получают на руки вопросы, составленные чиновниками из министерства образования. В среду профессор Давид Наво (David Navo), покинувший министерство образования в конце 2003 года именно из-за того, что его мнение относительно экзаменов осталось незамеченным, присоединился к лагерю критикующих адекватность экзаменов, которые, по его мнению не гарантируют качественности единого тестирования.


Александр Фишман

{* *}