Top.Mail.Ru

Как один физик байкеров остудил

08.11.2004

Если вы — мотоциклист, то в вашем году наберется, пожалуй, не так уж и много дней, когда вы можете чувствовать себя на дороге комфортно. Летом вас заставляют обливаться потом защитная экипировка и шлем, которые, к слову сказать, зимой совершенно не гарантируют защиты ни от простуды, ни от обморожения. Впрочем, теперь вы можете по этому поводу не волноваться, потому что обустройством нелегкого байкерского быта занялся израильский физик и изобретатель, разработавший мотоцикл с кондиционированием, которое освежит сурового байкера летом и согреет его зимой. И, главное, сделает гораздо безопасней саму езду на мотоцикле.

Глен Гутман (Glen Guttman) и его компания «Entrosys» придумали электронный блок, питающийся от обычного мотоциклетного аккумулятора. «Мы создали опытную модель системы персонального климат-контроля, представляющую собой компактный блок весом три с половиной килограмма, расположенный в задней части мотоцикла и подключаемый к аккумулятору. Данная система гонит холодный или теплый воздух через шланг, подключенный к жилету, который мотоциклист надевает под защитную одежду, — рассказывает Гутман. — Контролировать работу блока водителю позволяет небольшой пульт дистанционного управления».

Сам Гутман, впрочем, не относится к числу заядлых любителей волнующих мотоциклетных прогулок — новаторская идея родилась у него в ходе общения с друзьями-байкерами. «Однажды, где-то в середине девяностых, когда я работал над докторской диссертацией, ко мне на огонек заглянул друг-мотоциклист. Бедняга тяжело дышал, был весь красный и мокрый от горячего и влажного тель-авивского воздуха. Взглянув на него, я вдруг понял, что вполне мог бы разрешить его проблему, — вспоминает изобретатель. — Разрабатывать идею я начал в 1997 году, однако официально учредить компанию мы смогли лишь четыре года назад, когда появились возможность приступить к сбору средств».

Амир Маков (Amir Makov), партнер Гутмана по «Entrosys» и глава Израильского института нефти и энергии, некогда работал главным исполнительным директором нефтеперерабатывающего предприятия «Хайфа Кемикалиим» и топливной компании «Сонол». Вместе с Гутманом ему удалось собрать на разработку опытной модели 500 тысяч долларов от французских инвесторов, что позволяет надеяться на запуск системы в производство уже к середине 2005 года. Маков рассчитывает, что каждый блок будет стоить несколько сот долларов, ориентируясь в первоначальном маркетинге на США и Европу. Гутман поясняет: «Мы планируем начать выпуск во второй половине следующего года. Многим нравится эта идея. Одного нашего гостя из Канады заинтриговало, в частности, решение проблемы подогрева. Оно и понятно: в охлаждении у нас конкурентов нет, но вот в сфере подогрева сегодня существуют и греющие одеяла, и активные подогреватели, требующие, в буквальном смысле слова, оплетать тело электропроводами. А это вызывает у человека психологическое отвращение. Именно его-то и устраняет наша система». Иными словами, комфортабельная составляющая системы регулировки температуры от компании «Entrosys» относится к числу тех самых средств, которые всегда хороши.

Но, как уже говорилось, главное преимущество системы Гутмана — увеличение безопасности мотоциклиста на дороге. Изобретатель особо подчеркивает это: «Мы предлагаем не только комфорт, но и безопасность. Измотанный жарой или холодом мотоциклист неминуемо теряет концентрацию, что делает его уязвимее для аварий. А тот микроклимат, который даем ему мы, создает приятную комфортную зону, позволяющую, в свою очередь, сохранить бдительность».

В отличие от обычных воздушных кондиционеров, работающих по принципу компрессии, принцип действия мини-кондиционера компании «Entrosys» основан на электронной технологии, преобразующей электрический ток в поток холодного или горячего воздуха. Такое решение проблемы, в общем-то, лежало на поверхности, просто до Гутмана никто не искал его с точки зрения физика.

Недавно один из французских инвесторов ввел «Entrosys» в число участников инвестиционного конкурса «Tremplin Entreprises», организованного французским парламентом. При этом она оказалась единственной израильской фирмой, сумевшей добраться до финального раунда — заключительного конкурсного мероприятия, в ходе которого 30 компаний будут представлены инвесторам. «Нас пригласили в Люксембург для получения приза, и это очень приятно», — рассказывает Гутман, не без гордости добавляя, что один из сенаторов уже заказал себе кондиционер для опытного использования в медицинских целях, а европейский производитель микроавтомобилей начал переговоры относительно использования продукта для охлаждения салона микроавтомобилей: «Наш прибор может иметь множество вариантов применения. Надевать его под одежду вполне могут, скажем, сотрудники служб безопасности или пожарные. Он легок и портативен, может применяться водителями тракторов и тяжелых машин».

Реализовать идею, говорит ученый, оказалось куда сложнее, чем ее родить: «Нужно быть настоящим предпринимателем. Может быть, именно потому-то, никто не попытался сделать это до нас». Как бы то ни было, но благодарить за упорство обливающиеся потом и мерзнущие мотоциклисты будут вскоре именно Глена Гутмана.

Йорам Шпыркин

{* *}