Top.Mail.Ru

Где на свете всех мокрее

13.01.2005

В этом году дождливый сезон в Израиле начался поздновато. В семь утра, незадолго до того, как ливень обрушился на Западную и Верхнюю Галилею, техник государственной компании по водоснабжению «Мекорот» замерил уровень воды у восточного побережья озера Кинерет. Результаты этих замеров чрезвычайно важны для страны как в дождливые сезоны, так и в дни засухи: ведь уровень Кинерета, выражаясь высокопарно, является своего рода показателем уровня национального достоинства.

Как и накануне, в среду 5 января, уровень воды в озере находился на отметке 210,84 м ниже уровня моря и 2,04 м — ниже так называемой красной (критической) линии. К слову сказать, в январе 2004-го Кинерет плескался целым метром выше — 209,83 м ниже уровня моря. Тем не менее, к последним результатов замеров специалисты из «Мекорот» отнеслись достаточно спокойно. Ведь зима только началась, говорят они, даже с учетом того, что сохранение озера — вопрос национальной чести, главная проблема состоит в масштабах дефицита воды в водоносных слоях, а он очень велик. Если в северных районах страны его показатели еще относительно приемлемы, то в центре и на юге они явно оставляют желать лучшего. Сотрудники «Мекророт» в любой момент с радостью отдали бы полный Кинерет за полные горные или прибрежные водоносные слои: «В конце концов, даже если озеро высохнет, у нас появится достижение морального характера: люди начнут беречь воду. Полноводный Кинерет “расслабляет” — люди транжирят воду, даже не задумываясь о том, что водоносные слои давно опустели».

Впрочем, если на Кинерете в его теперешнем виде вам показалось недостаточно сыро, вы всегда можете отправиться на север, к другой национальной достопримечательности — поселению Мицпе-Харашим. В среднем, за год здесь выпадает 960 миллиметров осадков, и потому специалисты именуют Мицпе-Харашим «самым дождливым местом в Израиле за “Зеленой линией”, где ежедневно проводятся точные измерения». Само поселение расположено на горе Шазор на высоте 823 метра над уровнем моря, в западной части горной цепи Мерон, и в ясный день отсюда открывается вид на города Кармиэль и Акко.

В прошлую среду над Мицпе-Харашим нависли густые облака, скрыв живописный пейзаж. По измерительным приборам, установленным на небольшой метеостанции Гиллеля Глузмана застучали большие капли. Когда в 1983 году три десятка семей основали это поселение, Глузман добровольно вызвался стать одним из пятисот энтузиастов-«наблюдателей» израильской метеослужбы, десятилетиями встающих в 8 утра, чтобы провести замер осадков во дворе или на крыше. Глузман записывает количество выпавших за 24 часа осадков, фиксирует продолжительность дождя и направление ветра. А летом еще и поднимается на крышу, где пристально смотрит на прибор, внешне напоминающий хрустальный шар предсказателя судьбы, а на самом деле, записывающий интенсивность солнечного излучения. Выполнив все замеры, он передает информацию в метеослужбу по электронной почте. Эран Саар, сменщик и сосед Глузмана, объясняет, почему дожди так любят Мицпе-Харашим. Оказывается, все просто: северное месторасположение плюс высота над уровнем моря плюс западные ветры, несущие с океана дождевые облака.

Александр Фишман

{* *}