Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.12.2009
Последние два месяца для фабрики ханукальных свечей, расположенной в израильском городе Сдерот, стали горячей страдой. Предприятие изготовило более 55 миллионов красочных ханукальных свечей. Большая часть продукции была реализована в Израиле, много свечей экспортировано в США, Европу и Австралию. Хозяин фабрики, 82-летний Исраэль Шайнер, довольно потирает руки.
По мнению Шайнера, это очень символично: в городе, подвергавшемся массированным бомбардировкам «кассамами», теперь производят миллионы свечей для праздника, символизирующего героизм и стойкость еврейского народа.
Перед Ханукой прошлого года началась операция «Литой свинец». В помещение фабрики попал «кассам». Взрыв сорвал с петель двери и выбил стекла из окон. Работники фабрики, фасовавшие свечи, были уверены: это конец. «Взрыв был невероятной силы, мы со всех ног бросились к бомбоубежищу», — вспоминает 58-летняя Наталья Козичевская. Она живет в Израиле 15 лет, 14 из которых проработала на заводе Шайнера.
«В тот день мы больше не работали, — рассказывает Козичевская. По ее словам, в тот день каждый осознал, что остался в живых лишь чудом. — Но я предпочитала быть здесь, с друзьями. У нас была работа, мы должны были изготовить и отправить заказы, к тому же в такое время нет ничего хуже, чем сидеть дома в одиночестве».
Своей фабрикой Шайнер управляет из офиса в Южном Тель-Авиве. «Он может бросить беглый взгляд на свечу и сказать, как долго она будет гореть и какова будет сила пламени. Он просто специалист по свечам мирового класса», — уверяет мененджер фабрики Нир Зив.
Исраэль Шайнер может рассказать собственную чудесную историю, связанную с ханукальными свечами. Шайнер родился в Польше. Во время Второй мировой войны его родители с четырьмя детьми, спасаясь от нацистов, бежали из городка Пиньчув в леса. Шайнеру в то время было 11 лет. Праздник Хануки застал их прямо в лесу. Мальчику так хотелось зажечь праздничные свечи, что он вырезал ханукию из дерева. «Мы праздновали Хануку в какой-то яме в чаще леса, но главное то, что все мы выжили», — вспоминает Шайнер.
Вскоре после репатриации в Израиль Шайнер купил свечную фабрику. «В большей степени я стремился обеспечить людей работой, нежели обогатиться», — говорит он. По его словам, покупка предприятия стала для него счастливым завершением той самой истории спасения.
Анна Заславская