Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.03.2010
Вчера израильская газета «Едиот ахаронот» сообщила, что американский фотограф Спенсер Туник, известный своими фотоинсталляциями с участием множества обнаженных людей, планирует провести съемки в Израиле — в Тель-Авиве или на берегу Мертвого моря. Газета даже назвала точную дату прибытия Туника в страну — 18 апреля.
Сразу после публикации этого сообщения стало известно, что визит знаменитого фотографа может и не состояться. Гарри Фрухтер, израильский продюсер Туника, был крайне недоволен публикацией новости.
Информация о том, что Туник приедет в Изариль именно 18 апреля, абсолютно недостоверна, говорит Фрухтер: «Информация о датах никогда не бывает точной. Авиабилет он пока не забронировал. И вообще, мы пока не уверены, приедет ли он вообще. — Преждевременная публикация известия помешает творческому процессу, подчеркнул Фрухтер. — Туник любит работать без постороннего вмешательства. Если ему не могут создать нужную обстановку, он отказывается от сотрудничества». По словам продюсера, Тель-Авив был лишь одним из возможных городов-кандидатов, которые художник рассматривал в качестве площадки для своего следующего проекта.
Спенсер Туник прославился фотографиями десятков, сотен и даже тысяч обнаженных людей, собранных в самых необычных местах. В начале 1990-х годов Туник работал в Нью-Йорке ассистентом модного фотографа и иногда снимал «для души». В 1992 году, устав от однообразных съемок моделей, он решился на эпатаж и вывел на улицы Нью-Йорка одну из девушек сниматься голышом. Получившиеся работы оказались неожиданно оригинальными. С тех пор у Туника появилась собственная концепция. Несколько раз фотографа и его моделей арестовывала полиция, но это Туника не остановило. Сначала инсталляции фотохудожника проходили с участием небольшого количества людей, но постепенно он перешел на массовые съемки. Фотосессии Туника проходили в Нью-Йорке, Вене, Лос-Анджелесе, Базеле, Мехико, Барселоне, Амстердаме и других городах.
Обычно Туник заранее объявляет о месте следующей съемки и предлагает всем желающим принять в ней участие. Добровольцы регистрируются и в назначенное время собираются в определенном месте. Затем они одновременно сбрасывают одежду и принимают нужные позы: стоят, лежат на земле, поднимают руки вверх и так далее. Во время одной из последних инсталляций Туник снял 5 200 нагих людей в Сиднейской опере, а в 2007 году побил все рекорды, сфотографировав восемнадцать тысяч голых людей на одной из площадей Мехико.
Мэрия Тель-Авива и Министерство туризма Израиля, как ни странно, не возражают против приезда фотографа в Израиль. Это пойдет на пользу имиджу Тель-Авива, представив его современным и космполитичным городом, считает представитель мэрии Гилель Фертук. На вопрос, найдутся ли израильтяне, согласные позировать, Фертук ответил с этим проблем не будет. Мнение Фертука разделяет и Амнон Либерман, помощник министра туризма Стаса Мисежникова: «Это прекрасная возможность представить Израиль современной страной». По словам Либермана, для Тель-Авива было бы честью попасть в число городов, где Туник проводил свои перформансы.
Представители религиозных партий, напротив, выступили резко против визита фотографа. По их мнению, подобная съемка на Святой Земле неуместна, а сцена со множеством обнаженных евреев напоминает о временах Холокоста. «Нам следует держаться подальше от всей это грязи», — заявил председатель фракции «Яадут а-Тора» в Кнессете Менахем Элиэзер Мозес. Депутат от фракции «А-Баит а-йеуди», объединяющей представителей течения религиозного сионизма, Ури Орбах назвал работы Туника вульгарными: «Я рекомендую Министерству туризма отказаться от этой идеи, чтобы не выставлять еврейское государство без штанов. Авигдор Либерман все время повторяет, что мы живем в садах Эдема. Но у культурных людей все-таки принято носить одежду», — язвительно заметил Орбах.
По словам самого фотографа, для него обнаженные тела моделей подобны художественному материалу вроде глины или красок. Масса обнаженных людей сливается с пейзажем или, напротив, контрастирует с ним, демонстрируя единство человека и природы и подчеркивая агрессивную среду мегаполиса.
Анна Заславская