Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
02.04.2010
В Израиле состоялся пасхальный седер, организованный для 400 военнослужащих ЦАХАЛа. Главными героями вечера стали так называемые солдаты-одиночки, которые репатриировались в Израиль без родителей. «Я здесь, чтобы испытать себя и проверить свои силы», — говорит один из бойцов. С ним согласны и все остальные. Акцент каждого свидетельствует о том, что они — выходцы из разных частей англоязычного мира. Здесь и десантник из Сан-Франциско, и бывший бейсболист, ныне служащий в бригаде «Кфир», и австралиец, который стал пограничником.
После завершения седера солдаты в соответствии со своим родным языком разбились на группы, самыми многочисленными из которых оказались русская и английская.
Лишь немногие собираются остаться в Израиле после окончания службы. Для большинства армия — это главное, что привлекает их в еврейском государстве. Многие солдаты — дети тех, кто эмигрировал когда-то из Израиля, зачастую еще до их появления на свет. Решение вернуться на «историческую родину» в большинстве случаев обусловлено достижением призывного возраста.
У некоторых солдат и вовсе нет никакой семейной истории, связанной с Израилем. Желание уехать из дома и пойти служить в ЦАХАЛ у многих появилось совершенно спонтанно.
Евреи со всего мира, приезжающие в Израиль ради службы в армии, стали распространенным явлением. Еще во время Войны за независимость многие иностранцы оказывали всестороннюю помощь армии новорожденного Израиля. Тысячи репатриантов, переживших Холокост, только приехав в страну, сразу же бросались в бой, зачастую не имея никакой военной подготовки.
В последующие десятилетия служба в ЦАХАЛе приобрела определенный романтический ореол. Но со временем израильская армия стала более организованной и оснащенной. В разное время в ее рядах сражались отважные ветераны Вьетнамской и Афганской войн, их вклад в оборонную мощь Израиля огромен.
Многие поступили на службу в ЦАХАЛ, руководствуясь романтическими устремлениями, но столкнулись с суровыми буднями военной службы. В настоящий момент в рядах Армии обороны Израиля служат около трех тысяч солдат-одиночек. Примерно половина из них — выходцы из стран бывшего СССР, планирующие остаться жить в Израиле. Служба в армии является для них важным аспектом интеграции в израильское общество. Растет количество военнослужащих из западных стран: около 500 солдат — американцы, еще несколько сотен приехали в Израиль со всех уголков земного шара. На первый взгляд цифра кажется небольшой, но число желающих служить в ЦАХАЛе постоянно растет.
Не становится ли ЦАХАЛ главным прибежищем для еврейской диаспоры? Судя по всему, служба на территориях с автоматом в руках стала более популярным занятием, нежели уборка апельсинов в киббуце.
Служба в армии решает и определенные социальные задачи: помогает молодым репатриантам быстрее интегрироваться в местную жизнь. У еврейской молодежи в диаспоре Израиль все больше ассоциируется исключительно с прохождением военной службы. Тот факт, что по приезде в Израиль репатриант становится полноправным гражданином и получает множество льгот, во внимание почти не принимается. Бытует мнение, что армия — это трамплин в жизнь, и тенденция к распространению данной точки зрения весьма тревожна. 90 процентов всей еврейской диаспоры находится на Западе, и убеждение, что кроме армии Израилю практически нечего предложить, играет вовсе не в его пользу.
Можно сделать вывод, что, несмотря на успехи в науке, технике и экономике, Израиль сохраняет имидж «спартанского государства», замкнутого и милитаризированного. Тех же, кто отваживается уехать туда жить, по-прежнему считают искателями приключений. Потенциальных солдат Израиль, безусловно, привлечет, а всех остальных может и оттолкнуть.
Соня Бакулина