Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.06.2011
Большинство израильских политических и военных экспертов расценили слова бывшего шефа «Моссада» Меира Дагана, предостерегшего от военного конфликта с Ираном, как направленные против премьер-министра Биньямина Нетаниягу и министра обороны Эхуда Барака. Но некоторые смотрят на вещи по-иному, пишет обозреватель газеты Haaretz Йоси Мельман.
Один из них — бывший командующий израильским флотом адмирал в отставке Авраам Боцер. По его мнению, если Нетаниягу и Барак намерены атаковать Иран, и у них уже есть план подобной операции (в чем Йоси Мельман сомневается), основное внимание им следует уделить флоту. «Боюсь, что командование ВВС смогло убедить политиков, что нападение на Иран возможно и принесет свои плоды. Если я прав, мы имеем дело с опасной иллюзией», — заявил Боцер в интервью Haaretz.
«Генералы любят планировать будущие сражения, основываясь на опыте недавних войн, — говорит адмирал Боцер. — Во время Шестидневной войны наша авиация быстро разгромила ВВС Египта, Сирии и Иордании. Успех, достигнутый в воздухе, позволил сухопутным войскам продвинуться вглубь вражеской территории. Во время следующей войны (Войны Судного дня) военные стратеги полагали, что опять смогут добиться успеха за счет авиации, но просчитались. В войне 1973 года мы были уверены, что авиация разгромит египетские силы, пересекшие Суэцкий канал. О наземной операции мы забыли. В итоге, по признанию тогдашнего командующего ВВС Эзера Вейцмана, “ракета побила самолет”».
Адмирал Боцер полемизирует со статьей бывшего командующего ВВС генерал-майора Давида Иври, опубликованной в журнале «Израильская оборона». Иври призвал руководство ЦАХАЛа укреплять военную авиацию, чтобы добиться стратегического преимущества не только в воздухе, но и на суше и в море.
«Дважды в истории войн, которые вел Израиль, мы возлагали чрезмерные надежды на авиацию, и в обоих случаях она нас подводила. В первый раз — во время Войны Судного дня, во второй — в ливанскую кампанию 2006 года. Тогда мы полагали, что авиация сможет нанести невосполнимый ущерб “Хизбалле”. Из-за авиации мы не мобилизовали резервы и не выдвинули вовремя сухопутные войска. В итоге “Хизбалла” только упрочила свою власть».
Адмирал Боцер считает, что флоту при планировании операций не уделяется должного внимания. Особые надежды он возлагает на подводные лодки. В настоящее время Израиль располагает тремя субмаринами, еще две строятся сейчас в Германии. Подлодки способны запускать ракеты с ядерными боеголовками.
Боцер полагает, что Израилю нужно иметь 8-9 субмарин. Опыт показывает, что ВВС не имеют возможности уничтожить иранский ядерный потенциал. Поэтому, по словам адмирала, Израилю следует выбрать политику «стратегического сдерживания» (под стратегическим сдерживанием обычно понимают имеющийся у Израиля ядерный потенциал).
В любой стратегической доктрине, предполагающей использование ядерного оружия, подлодки играют важную роль. Даже если враг уничтожает ядерный потенциал, все равно остается как бы запасная возможность нанести ответный удар с помощью субмарин.
Роберт Берг