В последние четыре года израильские школьники стали значительно лучше успевать по математике и естественно-научным дисциплинам. Таковы данные, полученные в результате масштабных исследований, результаты которых были опубликованы во вторник. При этом разница в успеваемости школьников еврейского и арабского секторов остается весьма значительной, отмечает The Jerusalem Post.
Методика исследования была разработана авторитетной Международной ассоциацией по оценке достижений в области образования (IEA) — независимой организацией, основанной в 1958 году в Нидерландах. Организация занимается сопоставлением образовательных систем разных стран. В 2011 году в исследовании «Изучение международных тенденций в обучении математике и естествознанию» (TIMSS) приняли участие 600 тысяч учащихся из 63 стран, в исследовании «Изучение прогресса в международной читательской грамотности» (PIRLS) — 325 тысяч школьников из 49 стран, сообщает Lenta.ru.
По итогам исследований израильские школьники показали результаты выше среднего по всем категориям.
Тесты TIMSS проводились среди учеников 4 и 8 классов, PIRLS — только среди четвероклассников. Израильские школьники участвовали в тестах TIMSS для восьмиклассников.
Наиболее выдающихся результатов юным израильтянам удалось добиться в математике — они заняли седьмое место при 42 участниках, в то время как в аналогичном тесте 2007 года Израиль был лишь 24-м.
В двух других категориях израильтяне тоже существенно улучшили свои предыдущие результаты, поднявшись с 25-го на 13-е место в естественно-научных дисциплинах и с 31-го на 18-е в чтении.
В то время как ученики еврейских школ Израиля набрали в математическом рейтинге 536 баллов (что значительно выше среднего общемирового уровня, составившего 467 баллов), школьники-арабы набрали в среднем лишь 465 баллов, что позволило бы им занять в рейтинге 21-е место.
Схожая ситуация сложилась и в рейтинге по естествознанию, где 13-е место Израилю принес результат в 516 баллов, при общемировом среднем результате в 477 баллов. Еврейские школьники при этом показали средний результат в 530 баллов, который позволил бы им занять 9-е место, арабские же школьники Израиля в среднем получили 481 бал, что соответствует 21-му месту. Хотя юные представители обоих народов, проживающих в стране, показали результаты выше среднего, разница все равно весьма ощутима.
Однако наибольшую разницу между результатами еврейских и арабских школьников показал рейтинг навыков чтения. Хотя юные арабы могли сдавать тест на своем родном языке, они набрали всего 479 баллов, что заметно ниже среднего общемирового результата в 512 баллов. В то же время евреи набрали 568 баллов — столько же, сколько представители страны, занявшей второе место в рейтинге.
Таким образом, еврейские учащиеся оказались в десятке лучших по всем «номинациям» и показали значительно более выдающиеся результаты, чем четыре года назад.
Представители Инициативного фонда «Авраам», негосударственной организации, стремящейся гармонизировать взаимоотношения между еврейской и арабской общинами Израиля, заявили на минувшей неделе:
«Результаты этих двух тестов указывают нам на то, как сильно различаются сегодня системы образования в еврейском и арабском секторах».
Сотрудники фонда отметили, что полученные цифры «являются результатом неравного финансирования двух образовательных систем» и что подобные «ножницы» должны стать для государства доказательством необходимости вкладывать ресурсы в арабский сектор, чтобы ликвидировать эту диспропорцию.
Израильский министр образования Гидеон Саар оценил результаты тестов как свидетельство революции в педагогической сфере:
«Впервые за все время, когда Израиль участвует в этом исследовании, наши школьники достигли столь высоких показателей в каждом рейтинге».
Саар отметил также, что сравнительно низкие результаты, показанные израильскими школьниками в предыдущем подобном исследовании, отчасти можно объяснить проходившей в то время длительной забастовкой учителей.
Тесты показали также, что результаты в значительной степени коррелируют с уровнем жизни учащихся. Например, средний результат по математике у учеников из бедных семей составил 493 балла, у представителей среднего класса — 521, а у школьников из наиболее обеспеченных семей — 565.
Профессор кафедры педагогики Университета Бен-Гуриона Йоси Йона подчеркнул, что эти результаты свидетельствуют о том, что существует значительное неравенство в доступе богатых и бедных к образованию. Йона напомнил, что опубликованная недавно статистика зачисления в израильские университеты выявила аналогичную тенденцию. По его мнению, одной из главных причин этого является сокращение бюджетного финансирования образовательной сферы.
Исследования TIMSS и PIRLS проводились в Израиле в мае прошлого года. В TIMSS приняли участие 4 699 учащихся 151 школы, в PIRLS — 4 186 детей из 152 школ.
Лидерами математического рейтинга оказались Южная Корея, Сингапур и Тайвань, рейтинга по естествознанию — Сингапур, Тайвань и Южная Корея. Рейтинг чтения возглавил Гонконг, второе место у России, третье — у Финляндии. В общей сложности 15 «призовых» мест поделили между собой шесть стран, и все они, за исключением России, показали высокий результат более чем в одной номинации.
Помимо второго места в рейтинге чтения среди заслуг российских школьников — шестое место в математическом рейтинге среди восьмиклассников и десятое среди четвероклассников, а также и седьмое в рейтинге по естествознанию среди восьмиклассников и пятое среди четвероклассников.