Top.Mail.Ru

Одним деревом не обойтись

25.01.2013

Деревья святой земли Израиля — это не то же самое, что деревья где-нибудь на любом другом континенте. Недаром в их честь существует особый праздник, который мы отмечаем в эту субботу, — Ту би-Шват. Они не просто живые существа, тянущиеся ветками к солнцу, они еще и могут чувствовать, как развиваются отношения между еврейским народом и Творцом. 


Еще до прихода евреев в Эрец Исраэль Б-г предупреждал, что одним из наказаний за грехи народа будет превращение цветущей страны в пустыню: «И сделаю города ваши пустынею... И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней» (Ваикра 26:31-32).

Так и поступил. Бесчисленные путешественники и паломники — от византийских времен и до начала сионистского движения — всегда описывали бесплодную землю, родящую лишь колючки да дикие цветы. Почитаем, например, И.А. Бунина (1908 г.): «По пути в Вифлеем зеленели когда-то сплошные сады, где деревья опускали цветы долу, воды цистерн выходили из краев. <...> Вифлеем — жизнь, воздух, солнце, плодородие; его тесно насыпанные по холмам палевые кубы смотрят на восток, на солнечно-мглистые дали Моавитских гор, от которых некогда пришла кроткая праматерь Давида Руфь. Но за Вифлеемом — пустыня. Целый день только глинистые ковриги гор, усеянные круглыми голышами, да кремнистые долины. А ведь эта ржавая земля, перемешанная со щебнем, ведь это и есть Страна Обетованная, страна, что родит теперь больше всего дикого маку. Точно фиолетово-красные озера стоят в долинах среди гор, усыпанных голышами. Точно сперва кровавый, а потом каменный ливень прошел по этой стране...»

Однако, пообещав наказание, Б-г пообещал и избавление: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они» (Йехезкель 36:8). Этот стих упоминают мудрецы Талмуда, обсуждая признаки грядущего Избавления. «Не может быть более явного знака конца времен!» — говорят они.

Этот знак явлен — в последнее столетие Эрец Исраэль покрылась лесами и садами, парками и рощами. Как и с другими чудесами этого столетия, орудием Б-жественного вмешательства были человеческие, в основном, еврейские, руки. Например, еще в 1888 году еврейские первопроходцы высадили 60 тысяч эвкалиптов в заболоченных низинах, рассадниках малярии, где никакое другое дерево не могло удержаться. А всего за последующие 30 лет было высажено несколько миллионов этих деревьев, которые арабы прозвали «саджарат аль-яхуд» (еврейское дерево). Затем эвкалипты сменили сосны. В последние десятилетия стараются сажать деревья, относящиеся к естественной флоре наших мест: дубы и фисташки, земляничное и иудино деревья и другие.

Однако проблем с лесопосадками возникает немало. Еврейский национальный фонд (ККЛ) начинался 100 лет назад с копилок, стоявших в большинстве еврейских домов в диаспоре. На эти деньги энтузиасты покупали земли, сажали леса и сады. Сейчас ККЛ — это громоздкая бюрократическая структура, владеющая несметными земельными богатствами и повязанная по рукам и ногам множеством законодательных ограничений. Не всегда понятно, в чем же сейчас состоит ее задача, кому она служит: всем жителям страны? еврейскому народу? экосистеме страны?

В результате мы уже давно не видим новых лесов, которые бы закладывал ККЛ: дай им Б-г управится с тем, что есть. И уж совсем в незавидном положении оказываются прекрасные горы Иудеи и Самарии, на которых ККЛ не сажает почти ничего.

Место фонда занимает бескорыстный труд добровольцев. Группа таких добровольцев, русскоязычных жителей нескольких городов, уже более пяти лет создает лес неподалеку от библейского города Шило. Земля Самарии очень плодородна, но требует больших затрат ручного труда: расчистки террас от камней, борьбы с колючками и особенно — полива. Когда деревья поднимутся, превратятся в лес с подлеском, зимних дождей и летней росы будет достаточно, чтоб поддерживать жизнь и развитие экологической системы. Ведь в прежние времена росли здесь бескрайние леса, а климат изменился, в основном, по вине человека. Но в первые годы жизни нового леса полив необходим, а это немалые затраты и труда, и денег.

Эту группу возглавляет Ольга Каткова, программист из Ариэля. Для нее и ее товарищей посадка деревьев — это не способ застолбить землю за евреями, а уход за любимой страной, которая должна выздороветь от двух тысяч лет бесхозности. В невнимании к деревьям и других экологических грехах — вытравливании диких трав ядохимикатами, сжигании сухой травы вместе с ее обитателями и многом другом — Ольга видит признаки галутного мышления, оторванного от связи с землей Израиля, а, как следствие, — с природой вообще.

«Моё мнение о том, что нет более прекрасного и близкого Творцу мира творчества, чем живое строительство из живого, данного нам Творцом материала этого мира, материала, который немедленно отвечает на любовь и заботу любовью и заботой, разделяют, увы, лишь единицы из сотен тысяч людей», — пишет Ольга.

Только единицы? В эти дни, накануне Ту би-Швата, кажется, что ситуация обстоит лучше: мы видим в городах и поселениях Израиля множество людей с лопатами и саженцами. Но все равно — надо еще, еще.

Я предлагаю переиначить набившую оскомину пословицу («родить сына, построить дом и посадить дерево») так: «Построить дом в земле Израиля и посадить в ней несколько деревьев». Одним деревом не обойтись никак.

И еще цитата из Ольги Катковой: «Даже если нашу крохотную Страну попытаться разорвать на сотню городов-государств, останется одна экосистема и общие подземные воды. На эту общую экосистему мы и работаем».

{* *}