Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.05.2014
Грузовой контейнер с косметическими товарами, который в ближайшие дни будет разгружен в порту Эйлата, может войти в историю израильского судоходства. Контейнер был загружен в порту Дубая (Объединенные Арабские Эмираты) и отправлен в иорданский порт Акаба (который от Израиля отделяет только государственная граница), откуда прибудет в соседний порт Эйлата. Конечной точкой назначения груза является Хеврон. По мнению экспертов, в перспективе порт Эйлата может стать альтернативой средиземноморским Хайфе и Ашдоду.
Если все пойдет по плану, общее время доставки груза из Дубая в Хеврон составит не более недели, тогда как из-за отсутствия торговых связей между Израилем и ОАЭ она обычно занимает месяц. До сих пор товары для палестинских импортеров отправлялись из Дубая сначала в один из европейских портов, а уже оттуда их доставляли в израильский порт Ашдод.
«Доставка груза через порт Акаба сокращает транспортные расходы наполовину, — отмечает Ури Бен-Наим из израильской компании G&B Cargo, занимающейся импортом косметики. — Если первый рейс пройдет нормально, за ним тем же маршрутом последуют еще тридцать шесть. Израилю очень выгодно развивать порт Эйлат на Красном море в качестве альтернативы средиземноморским Хайфе и Ашдоду».
Точку зрения Бен-Наима поддерживает Ави Коэн, владелец импортирующей бумагу компании Hacohanim: «При импорте китайской бумаги через Акабу и Эйлат транспортные расходы на один контейнер сокращаются с 2 тыс. до 1,2 тыс. долл., а время доставки уменьшается вдвое. Пришло время бросить вызов монополии средиземноморских портов».
Экономические перспективы использования эйлатского порта на этой неделе оказались в центре внимания участников конференции «Эйлат — ворота в арабский мир», в которой приняли участие палестинские бизнесмены, сотрудники израильской таможни и представители иорданского порта Акаба.
«Эйлатский порт имеет особое значение с точки зрения перспектив торговых связей Израиля с арабским миром. Поскольку многие компании в арабских странах особенно чувствительны к торговле с Израилем, это приходится делать через посредников. Если же Эйлат предложит привлекательные условия, все они переключатся на это направление, — отмечает пиар-менеджер Хевронской торгово-промышленной палаты Муиддин Мухаммед Сайед Ахмед. — Бизнесмена в первую очередь интересует прибыль, и если при доставке грузов в Палестинскую автономию транспортные расходы хотя бы немного сократятся, арабские компании будут отправлять свои грузы туда».
Эйлатский порт, переданный полтора года назад в руки частных инвесторов, стремится привлечь к себе внимание логистических компаний и позиционировать себя как альтернативу доминировавшим до сих пор портам Ашдода и Хайфы. «Мирный процесс начинается снизу, когда представители двух стран осознают экономическую целесообразность взаимодействия друг с другом, — отмечает израильский судовладелец Шломи Фогель. — Открытие израильского рынка для арабских товаров позволит снизить цены и повысить качество жизни».
Однако, скорее всего, это дело не самого близкого будущего, отмечает Haaretz. Доставка товаров через Ашдод пока еще выгодна для палестинских импортеров, кроме того, существуют определеннные барьеры для израильского экспорта в арабские страны через Красное море. Эйлатские таможенники отмечают, что поддержание в рабочем состоянии контрольного оборудования местного порта ежемесячно обходится примерно в 1 млн долл. Поэтому, если в порт будет поступать всего пара контейнеров в месяц, он будет работать в убыток.
Представитель таможни Палестинской автономии из Шхема Тарик аль-Хайят подчеркнул, что мощности Эйлатского порта не позволяют ему стать основными воротами для ввоза грузов в Израиль, но для некоторых маршрутов он действительно может стать выгодной альтернативой.
Татьяна Володина