Top.Mail.Ru

Роберт Капа на израильской войне

02.03.2015

В 1948 году в Израиль приехал знаменитый военный фотожурналист Роберт Капа. Цель его визита состояла в том, чтобы запечатлеть происходившие в новорожденном государстве события исторического масштаба: провозглашение суверенитета, массовый приезд репатриантов, Войну за независимость. Работы, сделанные Капой во время пребывания в Израиле, можно увидеть на выставке «Фотограф жизни», открывшейся в Тель-Авивском музее искусств, сообщает Haaretz. 


К тому моменту Роберт Капа (при рождении Эндре Эрнё Фридман), венгерский еврей по происхождению, уже сделал себе громкое имя. Многим были знакомы его фоторепортажи о событиях гражданской войны в Испании и высадке союзных войск в Нормандии 6 июня 1944-го.

В Израиле Роберта Капу встретили с противоречивыми чувствами. Восхищение талантом выдающегося фотохудожника смешивалось с подозрениями. Впоследствии в архиве известного израильского фотографа Михи Бар-Ама были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что за Капой следили спецслужбы.

В одной из служебных записок первый пресс-секретарь ЦАХАЛа Моше Перлман так характеризует фотографа: «Капа известен своими левыми взглядами. Широкую известность он приобрел благодаря работе в Испании, где занимался агитацией против Франко, а также в Китае, где сотрудничал с коммунистическими повстанцами. Капе, безусловно, необходимо оказывать всяческое содействие, однако я полагаю, что в поездке его должен сопровождать представитель спецслужб».

Еще один документ, озаглавленный «Пропаганда и зарубежные корреспонденты», за четыре дня до Перлмана подготовил офицер ЦАХАЛа А. Московиц. В нем подчеркивается, что Роберт Капа принадлежит к числу фотокорреспондентов, сотрудничающих с ведущими западными иллюстрированными журналами, и рекомендуется отправить его в Латрун, где ожидаются активные боевые действия (по итогам Войны за независимость этот район оказался под контролем Иордании).

Роберт Капа оставался в Израиле до 1950 года. Ему удалось запечатлеть такие ключевые события первых лет существования государства, как подписание Декларации независимости, гибель судна «Альталена», выступление Менахема Бегина перед новоприбывшими репатриантами в транзитных лагерях и многие другие.

Пребывание Капы в Израиле подробно описано в статье искусствоведа Юджина Колба, впоследствии директора Тель-Авивского музея искусств, опубликованной в 1948 году в газете «Аль ха-мишмар». Колб, в частности, приводит несколько примечательных высказываний Капы, по которым можно понять, какое впечатление на фотографа произвела израильская действительность. «В мире есть всего две страны, где, едва вы пересечете границу, вас тут же спросят, как вам здесь нравится, — говорил Капа. — Первая из этих стран — Советский Союз, а вторая — Израиль. Когда вы приезжаете в советский колхоз, вас тут же спрашивают о вашем мнении относительно колхозов. В Израиле все то же самое, только вместо колхозов здесь киббуцы. Советская власть и сионисты действительно имеют право столь ревностно интересоваться мнением внешних наблюдателей, поскольку они создали формы социального устройства, выделяющиеся на фоне всего остального мира». В интервью Капа признался, что раньше не испытывал симпатий к сионизму, но изменил свою точку зрению, оказавшись в молодом еврейском государстве: «Я понял, что очень многие евреи во всем мире связывают свое будущее с переселением в Израиль. Те же, кто выступает с антисионистских позиций, ведут себя, на мой взгляд, не очень красиво».

В 1954 году, в самом конце Индокитайской войны, Роберт Капа погиб во Вьетнаме, подорвавшись на мине. Через 20 лет после него в Израиль приехал его младший брат Корнелл Капа, также известный фоторепортер. В роли гида, показывавшего ему страну, выступил Миха Бар-Ам. «То были тревожные дни накануне Шестидневной войны, — вспоминает Бар-Ам. — Мы с Корнеллом стали настоящими друзьми. Я оказался полезен ему, поскольку хорошо знал нашу страну, ее людей и язык».

Корнелл Капа продолжил дело своего брата и создал серию великолепных фоторепортажей, запечатлевших Израиль накануне и во время Шестидневной войны.


Татьяна Володина

{* *}