Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.05.2019
Бойкот для Израиля – явление совсем не новое, вообще-то, ему в 2022 году исполнится ровно сто лет. Изначально санкции были такие: в подмандатной Палестине многие арабы сознательно нарушали – и призывали к этому своих соплеменников – все имеющиеся договорённости с еврейскими коммерсантами. Бойкот расширился и ужесточился после серии беспорядков в августе 1929 года, разгоревшихся по привычке из-за доступа к Стене Плача.
В первой половине 1930-х активно поддерживать бойкот призывал Исполнительный арабский комитет сирийско-палестинского конгресса. Активисты устраивали пикеты напротив еврейских лавок, аптек и банков, а также запугивали тех из мусульман, кто не поддерживал их желание оставить соседей без прибыли. В 1949 году было создано «Бюро по бойкоту Израиля» со штаб-квартирой в Дамаске. Список стран, поддерживающих подрыв израильской экономики, ширился, а во второй половине 1970-х появился и «чёрный список пособников сионистов», то есть тех стран и компаний, которые активно сотрудничали с Израилем. Бойкота придерживались Куба, Венесуэла, СССР и Иран, постепенно его сторонники стали появляться и в Европе.
Положить конец такому надругательству над свободой предпринимательства взялась, конечно же, Америка – в 1977 году. Конгресс США принял закон, запрещающий американским компаниям поддерживать и как-то участвовать в бойкоте, также было создано ведомство по противодействию бойкоту. Этому примеру вскоре последовали Австралия, Канада и Великобритания. В 1995 году в египетском городе Табу приняли декларацию о намерениях «приложить все усилия для завершения бойкота Израиля». Следом от антиизраильского поведения отказались Алжир, Тунис и Марокко. На следующий год Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива признал-таки, что отмена бойкота – нужный и естественный шаг в сторону развития мира и экономики региона. Однако разнообразные конфликты на этой почве продолжаются до сих пор.
В 2010-м Израиль приняли в Организацию экономического сотрудничества и развития. Тогда же в Израиле появились первые законы, призванные минимизировать потери от бойкота. Чисто теоретически с июля 2011 года любой гражданин Израиля, столкнувшийся с призывом бойкота, может подать на его автора в суд. В 2017 году, после двух лет обсуждений, появился закон, по которому участникам антиизраильских акций, а также сотрудникам организаций, бойкотирующих страну, может быть отказано во въезде в Израиль.
Об одном из громких инцидентов по теме осенью прошлого года писала The New York Times. Американскую студентку, активистку организации «Студенты за справедливость в Палестине», неоднократно высказывавшуюся в поддержку бойкота, задержали в аэропорту Тель-Авива и не пустили в страну. Пытаясь обжаловать действия сотрудников погранслужб, Лара Алькасем провела там целую неделю. В Америку она могла вернуться свободно, но не хотела. Чиновники были готовы впустить её в Израиль, но на одном условии: она извинится и признает, что была неправа, бойкотируя Израиль. На это Лара тоже не согласилась. Университет Флориды, в котором училась Алькасем, и университет Хайфы, в который она была приглашена для продолжения учёбы, выступили в поддержку студентки. Представители последнего подчёркивали, что ни в коей мере не поддерживают бойкот Израиля и не одобряют его, однако запрет на въезд считают мерой избыточной, нарушающей гражданские права.
О гражданских правах израильтян, впрочем, как обычно заботятся куда меньше. В конце 2015 года 25-летний израильтянин Таль Яакоби рассказал, что путешествуя по Южной Америке, столкнулся с более чем враждебным отношением некоторых жителей. «Апогеем стали два часа, проведенные на границе Аргентина-Чили, – уточнил он. – Так и не объяснив причину задержания, нас в итоге отпустили, но через несколько дней я обнаружил в своем израильском паспорте послание от чилийского пограничника. Там был нарисован член, а внизу красовалась надпись Viva Palestine!, что значит “Да здравствует Палестина!”». Новость в основном вызывала у читателей мировых СМИ лишь улыбку, хотя, вернувшись в Израиль, Таль был вынужден заказать себе новый заграничный паспорт, что обошлось ему на тот момент в 315 долларов.
Организация BDS – Boycott, Divestment and Sanctions («Бойкот, изоляция и санкции») – так называется глобальное общественное движение за бойкот Израиля. Имея некоторое влияние в американских академических кругах, участники этого движения направили рекомендацию калифорнийскому Питцер-колледжу: приостановить обучение их студентов в Хайфе. Инициативу поддержали 68 преподавателей, однако ходатайство в поддержку этой идеи отклонил президент колледжа Мелвин Оливер – к слову, первый афроамериканец на этом посту за всю многолетнюю историю учебного заведения. Он позже констатировал, что 68 преподавателей, поддержавших рекомендацию BDS, все-таки оставили в истории «свою печать одобрения современного антисемитизма». В его заявлении говорилось, что бойкот ошибочен ещё и потому, что 35% студентов колледжа – это арабы и израильтяне. «Они вовлечены в совместные проекты и общественные акции, а это гораздо полезней для арабо-израильских отношений, чем бойкот», – объяснил Оливер.
Прекрасной иллюстрацией эффективности бойкота стала весенняя акция BDS в Нидерландах. Одна из активисток – Мика Загта – призывала владельцев магазинов снимать с прилавков израильские вина. Сетевые друзья Израиля решили инициативу «поддержать»: стали распространять в социальных сетях сообщения с призывами убрать вино с прилавков, купив его. Сопровождались эти сообщения пометкой «рекомендация от Мики», картой с адресами и контактами торговых точек. В течение первых суток торговые сети полностью распродали запасы вина «Иудейские горы» с винодельни «Эфрат». Противники бойкота намерены и впредь использовать его на благо Израилю.
Всю свою историю бойкот упирается еще и в то, что еврейские врачи и юристы неизменно востребованы у мусульманского населения. Да и израильские товары давно и прочно представлены в мире. Не имея существенных шансов на успех, бойкот всё равно продолжает шествие. На арабских интернет-ресурсах публикуются списки израильских товаров и компаний, соприкосновения с которыми мусульманам лучше избегать. Противники же бойкота в ответ снимают и выкладывают в сеть ролики, в которых объясняют, на какие лишения обрекает себя посетитель, отказываясь от израильской продукции.
В прошлом году деятели культуры из Европы, Америки и Австралии опубликовали открытое письмо, выступая против проведения «Евровидения-2019» в Израиле. Всего за неделю до конкурса организаторы говорили журналистам, что «повезет, если будут хотя бы пять тысяч человек»: «Полеты в Израиль дороги. Местные отели установили высокие цены и теперь снижают их в последнюю минуту». Однако уже в первый день конкурса песни «деревню Евровидения» посетили порядка 25 тысяч человек, так что пессимистичные прогнозы не оправдались, несмотря ни на бойкот, ни на бомбёжки. Гости и участники позируют перед фотокамерами и раздают комментарии журналистам. В фотозоне отметились Верка Сердючка, Филипп Киркоров, участник конкурса от России Сергей Лазарев и многие другие российские знаменитости. В гала-концерте ожидается участие Мадонны – подарок то ли американских, то ли британских друзей Израиля, то ли кого-то из израильских предпринимателей. Отказать себе в возможности увидеть её выступление – довольно трудное испытание для сторонников бойкота.