Top.Mail.Ru

Вирус круглого стола

14.04.2020

<p>Palestinian painters work on a mural to draw attention to the novel coronavirus pandemic in Khan Yunis, Gaza, on March 28. Mustafa Hassona/Anadolu Agency via Getty Images</p>

В Палестине теперь клеймят Израиль с оговорками: от «врага» безвозмездно ждут и аппараты ИВЛ, и вакцину.

«Не думал, что я это скажу. Но, кажется, заборы и заграждения на границе сектора Газа – это лучшее, что с нами случилось. Они сдерживают коронавирус», – на днях рассказал 29-летний палестинец Салам Хашан изданию Time. Хашан – один из немногих врачей в Хан-Юнисе, втором по величине городе сектора Газа с населением около 180 тысяч человек. Он уверен: пограничные барьеры, возведенные Израилем, сегодня впервые играют на руку палестинцам. Благодаря контролю над перемещением людей и товаров в сектор внутри Газы пока удалось избежать вспышки эпидемии коронавируса.

Границы закрыты совсем: как с израильской, так и с палестинской сторон. В секторе Газа, на территории которого проживают около двух миллионов человек, зафиксировано якобы 13 случаев COVID-19, в то время как в Израиле их количество приблизилось к 12 тысячам человек. Вспышка эпидемии в Газе приведет к ужасающим последствиям, говорит Игнасио Касарес, глава местной миссии Красного Креста: «Медицинская система здесь не имеет необходимых средств, чтобы справиться с эпидемией, если вирус вдруг начнет распространяться».

Сегодня некоторые районы таких крупных городов, как Хан-Юнис и Газа, дезинфицируют волонтеры – по примеру того, как это делали в Китае, России и Италии. На прошлой неделе с помощью ВОЗ в Газу передали 1500 тест-систем на коронавирус. Однако всех этих мер явно недостаточно, констатирует Касарес. По его словам, клиники ощущают острую нехватку медикаментов и средств защиты. Да и вообще большая часть территории Газы остается темным пятном с точки зрения медицинской помощи и тестирования для выявления новых случаев COVID-19.

По данным Красного Креста, на всей территории Газы есть всего около 100 аппаратов искусственной вентиляции легких. Руководство группировки ХАМАС, контролирующей сектор с 2007 года, считает, что пополнить их медицинские запасы должен Израиль. Их политический лидер Яхья Сануар даже заявил, что если Израиль не поставит в Газу аппараты ИВЛ, это приведет к вооруженному конфликту.

Израиль, конечно, предоставить помощь в борьбе с эпидемией готов. Но перед этим ХАМАС должен вернуть удерживаемых им израильтян. Речь идет о солдатах Ороне Шауле и Хадаре Гольдине, захваченных боевиками в 2014 году и в Израиле уже признанными официально погибшими –родственники ждут на родине их тела, а также эфиопе Аверу Менгисту и двух израильских бедуинах Хашеме ас-Саиде и Джуму Абу-Аниму. Трое последних бесследно пропали в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно после случайного пересечения с границей сектора Газа. «Пришло время поговорить о гуманитарной ситуации в Газе, но у Израиля также есть гуманитарные нужды. Прежде всего это возвращение тел павших, – отметил министр обороны Израиля Нафтали Беннет. – Я полагаю, мы должны начать широкомасштабный диалог по Газе с учетом наших обоюдных гуманитарных нужд. Конечно, наши сердца могли бы открыться для многого».

Сначала в ХАМАСе в ответ на это заявили, что Израиль обязан направить в Газу помощь без предъявления требований. Затем в ливанских СМИ появились пока еще не подтвержденные официально данные, что боевики готовы «предоставить информацию об израильтянах» в качестве «гуманитарной помощи», но только после того, как Израиль выпустит из своих тюрем порядка 300 террористов.

Пока же на прошлой неделе около 20 медиков из Газы приняли участие в обучении, организованном израильскими врачами из Ашкелона. Конференция, целью которой была передача израильского опыта по противодействию пандемии коронавируса, прошла на контрольно-пропускном пункте «Эрез». Одновременно секретные службы ХАМАС продолжают арестовывать палестинцев за несанкционированные контакты с израильтянами – даже если они касаются консультаций по борьбе с COVID-19. Одним из таких арестованных стал 38-летний палестинец Рами Хаман. Он известен как основатель «Молодежного Комитета Газы» – организации, которая в числе прочих выступает за переговоры с Израилем.

На прошлой неделе Хаман провел двухчасовую онлайн-конференцию в Zoom с израильской стороной. Одним из главных вопросов было противодействие коронавирусу и шаги, которые следует предпринять в секторе Газа в случае вспышки эпидемии. Во время беседы Хаман даже позволил себе шутку: «Я благодарен коронавирусу хотя бы за то, что он может перестать делать сектор Газа аутсайдером в глазах всего мира». Через несколько дней после конференции активиста вызвали «для разговора» в офис одной из служб безопасности ХАМАС. С тех пор о местонахождении Рами Хамана ничего не известно. «Он ушел – и все. До сегодняшнего дня мы не имеем понятия, где он и что с ним стало», – рассказали его близкие.

«Израилю нельзя позволить воспользоваться эпидемией коронавируса, чтобы возобновить контакты с Палестинской администрацией и осуществить “сделку века”, то есть план Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта, по которому Палестина потеряет контроль над целым рядом своих территорий», – заявил Омар Баргути, лидер запрещенного в Германии и ряде американских штатов движения BDS, которое призывает к международному бойкоту Израиля. Так Баргути отреагировал на новость о создании совместного штаба по борьбе с COVID-19 между Израилем и частично признанным Палестинским государством во главе с Махмудом Аббасом. На палестинских территориях на Западном берегу реки Иордан выявлено порядка 300 случаев заболевания коронавирусом. При этом Баргути подчеркнул, что не имеет ничего против использования израильского оборудования и медицинских открытий для борьбы с коронавирусом. «Это не является признаком нормализации отношений», – подытожил он.

{* *}