Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
29.06.2021
Все знают басню Крылова про квартет, участники которого никак не могли сыграться. Израильское правительство нового образца – это даже не квартет. Это симфонический оркестр, если считать по числу партий. Политических. Но каждая из них привыкла играть свою идеологическую партию: левую, правую, центристскую, еврейскую, арабскую или какую другую. И будет её играть.
Ушам слушателей можно только посочувствовать: это как если бы вместе пели «Хаву нагилу» и «Интернационал», а из-за угла шарахнули бы еще «Владимирским централом». Ну и, конечно, гимн спецподразделения «Маглан». Автор текста – его отставной майор Нафтали Беннет. Он же – главный дирижер нашего нового политоркестра.
Но и дублер у дирижера – общепризнанный шоумен. И уже наигрывает на гитаре битловскую With a Little Help from My Friends – «С небольшой помощью моих друзей». Именно её Яир Лапид исполнял в 2013 году после своих первых выборов в Кнессет, превративших его – популярного тележурналиста – в восходящую политическую звезду.
Если попытаться отыскать аналог Лапида на российской медийной сцене, то ближе всего будет даже не Малахов и не Галкин, а, на удивление, Юлия Латынина. По числу «стрелок осциллографа» Лапид – чемпион Израиля. В своих статьях этот кандидат в следующие премьеры не скрывал своей образованности: автора гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, жившего в Польше на рубеже XV-XVI веков, Лапид называл древнегреческим философом. Скульптора XX века Альберта Джакометти – гением эпохи Возрождения. А Дон Кихот, по версии Лапида, скакал не на верном Росинанте, а на Дульсинее – своей прекрасной даме.
Но самого Лапида собственные столь обширные познания не смутили – и он решил документально подтвердить свой высокий образовательный уровень. А именно – добивался докторской степени в Университете имени Бар-Илана. Но завистники из научного сообщества – а кто ж, как не они? – стали удивляться, что будущий доктор наук не имеет не только степени бакалавра, но и даже обычного школьного аттестата зрелости.
Так и оставшись без степени, Лапид решил обзавестись хотя бы собственной политической партией. И популярному телеведущему, лицо которого знает вся страна, это удалось: созданная им партия «Еш Атид» получила в 2013 году аж 19 мест в Кнессете. А сам Лапид – портфель министра финансов в третьем правительстве Нетаньяху.
На министерском посту недоктор наук продемонстрировал глубочайшее знание нужд, потребностей и уровня жизни простых израильтян. Выдуманная им «типичная израильтянка Рики Коэн из Хадеры» получала на двоих с мужем 20 тысяч шекелей в месяц – около 6 тысяч долларов, дважды в год летала на отдых за границу и покупала квартиру не только себе, но и хотя бы одному из своих детей. И целью своей службы обществу Лапид тогда назвал улучшение жизни таких вот «типичных представителей среднего класса».
Возможно, иных израильтян Лапид в своей жизни давно не видел, но проблема в том, что таковых – всего 20%, а остальные о таких заработках могут только мечтать. По данным бюро статистики, средняя израильская семья зарабатывала тогда всего 12 345 шекелей в месяц. А что же до заботы о кошельках избирателей, то можно вспомнить, как именно на министерство Лапида пришлось повышение цен на общественный транспорт, сильно ударившее по карману израильтян.
Продержался на посту Лапид недолго – менее двух лет. Однако это был единственный период в его жизни, когда он получил хоть какой-то управленческий опыт. До этого – всё больше на камеру работал. Видимо, предполагается, что этого опыта достаточно для управления государством. Впрочем, если исходить из того, что в нынешние времена любой глава правительства – прежде всего актёр, то, возможно, этого действительно достаточно. Образование и управленческие навыки действительно могут только помешать вживаться в роль.
Но всё-таки дирижерская палочка нашего политического оркестра пока в руках не у Лапида, а у Беннета. Что можно сказать о нем? Начнём с хорошего. Беннет хоть и не доктор наук, но все-таки закончил юрфак Иерусалимского университета. И сложно представить, чтобы Беннету грозили обвинения в грошовых взятках, как бывшему премьеру Нетаньяху: еще в 2005 году 33-летний Нафтали стал мультимиллионером – основанная им с партнёрами компания по разработке программного обеспечения Cyota была продана за $145 млн. А буквально на днях пришла новость, что еще одна компания, в которой Беннет значится акционером, продана за $3 млрд. Каким количеством акций владеет сам Беннет – неизвестно.
Мог бы до конца жизни пить коктейли на Карибах, по его собственному выражению, но предпочел этой сладкой жизни горький мир израильской политики. Шагнув в него на пару лет раньше Лапида, он в 2011-м основал внепарламентское движение «Мой Израиль». В 2012 году ещё одно – движение «Израильтяне». А в 2013-м пошёл на выборы в Кнессет уже как лидер третьей силы – партии «Еврейский дом». Партия получила 12 мест, а сам Беннет попал в тот же кабинет, что и Лапид. Но вместе с тем по условиям того коалиционного соглашения он получил и эксклюзивный подарок – право вето на те инициативы, которые меняют сложившийся в Израиле «статус-кво» между религиозной и светской частью общества. И воспользовался, к слову, этим правом, когда партия того же Лапида предложила законопроект о налоговых льготах для гей-пар.
В правительствах Нетаньяху наш Беннет побывал почти на всех министерских постах. Был министром промышленности, торговли и занятости. Был министром экономики и министром по делам религий. Министром образования и министром по делам диаспоры. И даже министром обороны! И всё это – за каких-то семь лет.
Не меньшим постоянством отличалась и партийная карьера Беннета. Покинув в декабре 2018-го со скандалом «Еврейский дом», он основал партию «Новые правые». Но на первых же выборах в апреле 2019-го партия не смогла провести ни одного своего представителя на выборах в Кнессет, а на внеочередных выборах в сентябре того же года завоевала всего три депутатских мандата. Вообще же, в период многократных выборов 2019–2021 годов Беннет возглавлял избирательный межпартийный альянс «Ямина», который то распадался, то возрождался вновь, а затем окончательно превратился в партию – потому что все, кроме «Новых правых», вышли из его состава.
Отдельно стоит отметить последовательность нового израильского премьера. Еще 13 мая, после крайних выборов в Кнессет, Беннет заявлял, что исключает для себя возможность участия в коалиции с Яиром Лапидом, так как в её состав должны войти представители арабских партий. Знатокам израильской политики это напомнило его ультиматум в адрес Нетаньяху двухгодичной давности: мол, если ему немедленно не дадут пост министра обороны, то он развалит коалицию. А через три дня от ультиматума отказался.
Цена нового ультиматума оказалась такой же, как и у прошлого. Разве что на то, чтобы развернуться на 180 градусов, у Беннета ушло не три дня, а почти три недели. И 30 мая он не просто присоединился к коалиции Лапида, но и возглавил её. И таким образом ему удалось ради разнообразия сдержать хоть какое-то из своих громких обещаний: в 2018-м в интервью сайту Politico он заявил: «После окончания эпохи Нетаньяху я стану премьер-министром Израиля». Вопрос лишь в том, что эпоха эта, по ходу дела, ещё не закончилась.
Эта многолетняя чехарда свидетельствует о том, что этот дирижер вряд ли имеет четкое представление о том, какую музыку должен играть его оркестр. Понятно одно – вряд ли хоть по одному серьезному политическому вопросу в товарищах согласье будет. Чем же тогда заниматься «правительству перемен»? Странный вопрос. Конечно, деньгами. И нет сомнения, что мелкие политические разногласия, как и крупные идеологические противоречия, им не помешают. Как лавочникам в Старом городе Иерусалима личные убеждения не мешают торговать могендовидами, крестами и полумесяцами одновременно.