Top.Mail.Ru

Труп с горы

11.10.2021

Его славят за то, что он так и не покорил Эверест! Израильтянин Надав Бен-Йехуда повернул назад прямо у вершины – чтобы спасти от смерти турецкого альпиниста.

«Я мог стать самым молодым жителем Израиля, который когда-либо поднимался на Эверест. Но что вышло, то вышло. У меня нет никаких сомнений в том, что человеческая жизнь важнее любых восхождений», – говорил 24-летний Надав Бен-Йехуда, который девять часов кряду в одиночку спускал с горы обмороженного турецкого альпиниста. Это происшествие, сделавшее Бен-Йехуду известным на весь мир, случилось в мае 2012 года. Но много лет спустя оно бумерангом вернулось к израильтянину – тогда спасать в горах пришлось уже его, и другие люди оказались так же неравнодушны, как и когда-то он сам.

«Я был в 300 метрах от вершины, когда увидел замерзающего человека», – рассказывал израильский альпинист о своем неудавшемся восхождении на Эверест. По его словам, он узнал замерзающего – им был турок Айдын Ирмак, с которым они познакомились в базовом лагере и нередко играли в шашки. Некоторое время Бен-Йехуда сомневался. Вершина была так близко, и он полагал, что в течение следующих двух-трех часов сможет подняться на пик Эвереста, сделает памятный снимок с израильским флагом и затем вернется за пострадавшим.

Но потом он понял, что на обратном пути уже вряд ли застанет Айдына живым: «Температура была минус 60 градусов, дул сильный ветер. Айдын был без сознания. У него не было перчаток, не было кислородной маски, даже его шлем был снят. Он ждал смерти, в то время как другие альпинисты шли мимо него, не обращая внимания». Тогда Надав Бен-Йехуда принял решение, которое позже не раз называл «самым важным решением в своей жизни». Он привязал умирающего альпиниста к своему ремню безопасности, последний раз посмотрел на вершину Эвереста, такую близкую – и повернул назад.

24-летний студент юридического факультета из Реховота Бен-Йехуда готовился к восхождению на самую высокую гору мира больше двух лет. В марте 2012-го, за два месяца до инцидента на Эвересте, он стал победителем в израильских соревнованиях по восхождению на небоскребы: Бен-Йехуда быстрее всех поднялся на 235-метровую башню Моше-Авив в Рамат-Гане. Само восхождение на Эверест, по его словам, должно было занять около трех месяцев вместе с акклиматизацией и пробными восхождениями в контрольные лагеря, последний из которых находился на высоте около восьми тысяч метров – в километре от вершины.

Эверест известен частыми и внезапными переменами погоды, ставшими причиной смерти десятков альпинистов. Считают, что за счет своей высоты гора сама создает и меняет климат вокруг себя. Бен-Йехуда вспоминал, что накануне восхождения ему прислали погодные сводки – к горе приближался сильный снежный шторм. Он сам решил переждать непогоду в лагере, но известие о скорой буре не остановило других альпинистов, которые решили подниматься к вершине из лагеря: «Люди смотрели на меня и говорили: “Чувак, мы заплатили за восхождение по 70 тысяч долларов. Мы не собираемся откладывать все из-за какой-то непогоды”». Надав рассказывал, что для некоторых из них это решение стало роковым. Когда он начал собственное восхождение, то прошел мимо «двух свежих трупов» – еще до того, как нашел обмороженного Айдына Ирмака и принял решение идти с ним вниз.

Операция по спасению пострадавшего турецкого альпиниста заняла у Бен-Йехуды около девяти часов. Его собственная жизнь все это время висела на волоске. «Ирмак был очень тяжелым, я еле нес его. Когда он приходил в себя, то начинал кричать от боли», – рассказывал израильтянин. Примерно через час у Бен-Йехуды отказала его собственная кислородная маска. Он пытался ее починить: пришлось снять перчатку и действовать голой кистью. Когда потом посветил на руку фонарем, увидел, что та почернела: пальцы не моглиразогнуться. Но он продолжил тащить Ирмака вниз, используя другую руку и периодически испытывая галлюцинации от острого кислородного голодания.

«Много раз я прощался со своей семьей. Мне казалось, что мы идем не в ту сторону», –рассказывал он. Когда до лагеря оставалось всего немногим больше ста метров, Бен-Йехуда неверно ступил ногой, поскользнулся и сильно ударился головой. Он потерял сознание и очнулся, когда ему посветили фонариком в лицо альпинисты из лагеря.

Следующие месяцы израильский альпинист провел в больнице. Уже там он узнал, что в период с 18 по 20 мая, когда он с Ирмаком спускался с вершины, на Эвересте погибли шесть альпинистов. Во время бури один из них упал со склона, как минимум у трех смерть наступила в результате истощения, остальные погибли из-за отека мозга, вызванного нехваткой кислорода. Сам Надав едва не лишился четырех пальцев на левой руке и двух пальцев ног. Они были обморожены, и врачи только в последний момент отказались от ампутации. Бен-Йехуда говорил, что его левая рука, которой он пытался починить кислородную маску, оставалась скрюченной и почти обездвиженной следующие полтора года.

Это не помешало ему в последующие годы совершить несколько сложных восхождений. В 2015-м Надав Бен-Йехуда стал первым жителем Израиля, покорившим Эльбрус зимой, а год спустя – первым израильтянином, взошедшим на Аннапурну, десятую по высоте вершину мира. Годом позже альпинист взобрался на пик восьмого «восьмитысячника» – гору Манаслу в Гималаях, причем сделал это без использования кислородной маски.

После случая с Айдыном Ирмаком специализацией Бен-Йехуды стало спасение других альпинистов. В 2014 году его вызывали для помощи в спуске туристов, пострадавших в Гималаях от циклона Худ-Худ. В результате этой катастрофы, вызвавшей лавины, на горных тропах погибли более 40 человек, которые занимались даже не альпинизмом, а треккингом – походами по гористой местности. В том же году Бен-Йехуда, которого к тому времени уже назвали «лучшим альпинистом» по версии Израильской ассоциации неолимпийских видов спорта, спасал в Гималаях туристов, которые оказались в автобусе, сорвавшемся с горного серпантина. В 2017 году израильтянина внесли в список наиболее влиятельных людей мира до 30 летпо версии журнала Forbes. Издание назвало спасение Бен-Йехудой турецкого альпиниста«потрясающим примером человеколюбия и сострадания».

В мае 2018 года помощь в горах понадобилась уже самому израильтянину. Во время восхождения на пик Канченджанга – 8586 метров над уровнем моря, израильтянин сорвался с уступа в 140 метрах от вершины. Сначала участники восхождения решили, что он мертв, но затем альпинисты другой группы увидели слабое движение его руки. Было принято решение спасти человека, который до этого много раз спасал других. С помощью альпинистов бессознательного Надава спустили вниз – в результате падения он получил множество травм и обморожений и был вынужден пройти долгий курс лечения.

Сегодня Надав Бен-Йехуда мечтает о больших восхождениях в своем «Инстаграме» – там он постит виды «восьмитысячников» и вспоминает о своих походах как о самых лучших моментах в жизни, не считая отцовства.Да, Надав – отец двоих сыновей и счастливый семьянин. Он ездит с лекциями, консультирует альпинистов и занимается фотографией.

Спасенный им турок Айдын Ирмак до сих называет израильтянина «своим братом»: «Я должен был умереть на горе, но случилось чудо. Помню, как я упал – и очнулся, когда Надав стоял надо мной и выкрикивал мое имя. Он сделал великое дело, намного большее, чем просто спасение моей жизни. Он построил мост между Турцией и Израилем, показал пример нашим лидерам. Он – мой брат. И кто знает, может быть, однажды мы вместе поднимемся на Эверест».

{* *}