Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.05.2023
1469 ракет – именно столько выпустили в сторону Израиля террористы из группировки «Исламский джихад» (запрещенная в России организация) за пять дней противостояния. 290 из них не пересекли границу и упали на территории сектора Газа. Ещё 437 перехватила система ПРО «Железный купол» – 95% ракет, летевших на города! Но некоторые снаряды всё же долетели – жертвой обстрелов стала 80-летняя Инга Аврамян из Реховота, в дом которой прилетела ракета. Осколочные ранения получили ещё пять человек.
Последняя из ракет упала на территории Израиля в воскресенье вечером – спустя сутки после установления режима прекращения огня. Это «перемирие» террористы пообещали Египту, который выступил посредником в конфликте. Израиль по традиции переговоров с террористами не вёл, но ответил «тишиной на тишину».
Глава совета национальной безопасности Израиля Цахи Ханегби поблагодарил президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси за усилия, направленные на успокоение террористов. Но при этом дал ясно понять: Израиль продолжит делать всё необходимое для своей защиты, в том числе ликвидировать главарей террористических организаций.
Новый виток эскалации спровоцировала смерть в израильской тюрьме активиста «Исламского джихада» Хадра Аднана. Его арестовали в начале февраля по подозрению в причастности к террористической деятельности. Это был уже десятый его арест. А умер он после 86 дней голодовки, до последнего отказываясь от медицинской помощи.
Голодовка – распространенное явление среди палестинских заключенных, но раньше в тюрьмах от неё никто не умирал. Впрочем, для Аднана почти каждый арест сопровождался голодным шантажом. Так, в 2012 году он был освобожден из тюрьмы после 66-дневной голодовки, «исходя из гуманитарных соображений». Летом 2015 года Аднан голодал в течение 55 дней – и в итоге добился освобождения на том же основании. На этот раз выкрутить руки израильской пенитенциарной системе ему не удалось.
В отместку за его смерть, которую иначе как добровольной не назовёшь, 2 мая «Исламский джихад» – крупнейшая группировка боевиков в Газе после ХАМАСа – выпустил по Израилю более 100 ракет, пять из которых попали в приграничные населенные пункты. В Сдероте осколочные ранения получили несколько человек. В ответ израильские военные нанесли удар по инфраструктуре «Исламского джихада», но поначалу крайне сдержанный: ЦАХАЛ атаковал 16 целей в секторе Газа.
Столь сдержанная реакция на обстрел террористов вызвала разногласия внутри правящей в Израиле коалиции. К примеру, министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир, известный своими ястребиными намерениями, и другие члены партии «Оцма Иегудит» обвинили премьер-министра Биньямина Нетаньяху в мягкотелости. Они на протяжении недели бойкотировали все заседания правительства и грозились сорвать принятие бюджета, если в Газе не проведут масштабную контртеррористическую операцию.
Недовольные нашлись и среди ликудовцев. Свое разочарование действиями правительства выразил нынешний член Кнессета, депутат и бывший посол в ООН Дэнни Данон. А мэр города Сдерот Алон Давиди так и вовсе заявил, что «правительство выдало лидерам террористов иммунитет». «Похоже, кто-то под столом подписал соглашение, что ЦАХАЛ не будет их убивать», – заявил Давиди, чей город больше других пострадал от обстрелов.
Утро 9 мая критики правительства встретили с воодушевлением. В ночь на вторник ЦАХАЛ начал операцию «Щит и стрела» – и нанес точечные удары по сектору Газа. Результатом атаки, помимо объектов террористов в Газе, стала ликвидация трех высокопоставленных главарей «Исламского джихада»: командира северного крыла группировки Абу Хади Халиль аль-Бахитини, члена военного совета Тарика Аз ад-Дина и секретаря группировки Джихада Ханэма.
В обращении к нации Биньямин Нетаньяху заявил, что решение о проведении операции приняли, мол, ещё сразу после ракетного обстрела территории Израиля на прошлой неделе, но исполнили, «когда это стало удобно». При этом и премьер, и выступавший за ним следом министр обороны страны Йоав Галант предупредили граждан о возможных атаках джихадистов, заверив, что армия готова «к любому сценарию, в том числе к длительной военной кампании».
Террористы оказались застигнуты врасплох, о чем свидетельствует их отложенная реакция на операцию «Щит и стрела»: ракеты в сторону Израиля полетели только в среду днём. За первые сутки из сектора Газа выпустили более 500 ракет. Израиль отвечал на каждый залп, поражая площадки запуска ракет и инфраструктуру террористов. Сирены тревоги в эти дни звучали по всей стране, а системы ПВО сбивали ракеты в том числе над Тель-Авивом. В пятницу обстрелам подверглись еврейские поселения вблизи Иерусалима, что, по словам боевиков, было «посланием Израилю, которое он должен четко понять».
С утра 11 мая ЦАХАЛ отчитался о ликвидации главы ракетной программы «Исламского джихада» Али Хасана Гали. В самой группировке сообщили, что Гали был убит вместе с двумя другими высокопоставленными руководителями организации. К вечеру четверга Нетаньяху заявил, что израильская армия ликвидировала и заместителя Али Хасана Гали, который принял на себя командование ракетными силами группировки.
Одновременно с обстрелами международные посредники – в первую очередь Египет и Иордания – не прекращали усилий, чтобы остановить противостояние. Первые подвижки на этом пути наметились уже в четверг, 11 мая, когда в Каир прибыли представители «Исламского джихада». По информации арабских СМИ, террористы требовали возвращения тела Хадра Аднана, прекращения израильских операций по ликвидации членов их движения и отмену традиционного израильского «Марша флагов» в День Иерусалима.
Израиль не принял ни одного из выдвинутых условий, согласившись лишь соблюдать соглашение о прекращении огня – если оно будет заключено. Не договорившись, стороны продолжили обмен ракетными ударами. Хотя их интенсивность со стороны «Исламского джихада» начала заметно слабеть.
ХАМАС не принимал участие в обстрелах. Группировка, под чьим контролем находится большая часть сектора Газа, выразила на словах поддержку действиям «Исламского джихада», но применять свой ракетный арсенал против Израиля не стала. Аналогичная ситуация произошла и в августе прошлого года во время проведенной ЦАХАЛом операции «Рассвет». Как и тогда, израильские военные с самого начала дали ясно понять, что они действуют исключительно против «Исламского джихада». Это не позволило конфликту перерасти в более крупную и опасную конфронтацию и разрастись до масштабов войны.
Отчасти это результат проводимой Израилем кампании экономических стимулов. Среди них – увеличение числа разрешений, выдаваемых жителям Газы на въезд в Израиль для поиска работы. Если бы ХАМАС принял участие в конфликте, тысячи разрешений для палестинцев наверняка были бы отозваны.
И все-таки совсем остаться в стороне у ХАМАСа не получилось – последняя ракета, прилетевшая воскресным вечером из сектора Газа, была запущенна с позиций этой группировки. В ответ танковые соединения Израиля нанесли удары по двум военным постам ХАМАСа. Впрочем, как поспешили заверить представители организации, запуск ракеты произошел у них совершенно случайно.
Подводя итоги операции, Нетаньяху назвал ее успешной: «уничтожена вся верхушка террористической организации и повреждена боевая техника, угрожавшая безопасности Израиля». С этим не спорят даже оппозиционно настроенные военные эксперты. Разве что только удивляются: если о достижении этих целей военные отчитались после первого же удара, ещё 9 мая, то с какими такими целями операцию проводили целых пять дней? А наблюдатели отмечают, что минувшие выходные были первыми за 19 недель, обошедшимися без масштабных антиправительственных протестов.