Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
30.11.2023
На данный момент ХАМАС освободил 75 израильтянин. 26 ноября одной из освобожденных заложниц стала девятилетняя Эмили Хэнд. У девочки гражданство Израиля и Ирландии, ее похитили из кибуца Беэри. Позже отцу Эмили, Томасу Хэнду, ошибочно сообщили, что дочь убита. Именно ему принадлежат нашумевшие слова, что смерть, возможно, стала благом для ребенка: «Это лучше, чем быть в темной комнате где-то в Газе, наполненной людьми, которые живут в ужасе каждый день, каждую минуту и, возможно, долгие годы». В некоторых СМИ возвращение Эмили домой назвали чудом.
На встречу с дочерью отец пришел с ее любимой собакой – но первым делом девочка попросила поставить ей музыку, одну из песен Бейонсе. «Она очень похудела и практически не говорит. А если говорит, то только шепотом. Она теперь знает, как по-арабски сказать “Тихо!”. Во время плена боевики постоянно приказывали заложникам замолчать. Они украли ее голос!» – рассказал Томас Хэнд.
По его словам, в первый же вечер дома девочка спряталась под одеялом и заплакала. Она была уверена, что боевики убили всех ее подруг и родных. Кроме того, она сказала отцу, что террористы постоянно перемещали пленных из дома в дом. Время тянулось так медленно, что девочка думала: с момента ее похищения прошло не семь недель, а целый год.
Освобождение Эмили Хэнд вылилось в политический скандал. Премьер-министр Ирландии Лео Варадкар написал в соцсетях, что девочка «была потеряна», а потом «найдена и возвращена» – ни словом не обмолвившись, что ее взяли в заложники террористы. Варадкару ответил глава МИД Израиля Эли Коэн: «Похоже, это у вас потерялся моральный компас». А позже за Эмили вступился ирландец и боец Конор Макгрегор. «Вы позор! – написал он Варадкару. – Девочка была похищена злобной террористической организацией. Что происходит с вами, вашим правительством и вашими проплаченными СМИ, которые преуменьшают значение и замалчивают ужасные действия, происходящие с детьми?»
27 ноября одним из освобожденных заложников стал 12-летний Эйтан Яаломи. Его семья жила в Нир-Оз. В плену до сих пор остается отец Эйтана, а матери и двум его сестрам удалось бежать во время перевозки заложников в cектор Газа. «Так называемые “мирные жители” били Эйтана, когда его привезли в Газу. Еще один человек ударил его во время этого пути. А позже боевики ХАМАСа заставляли его смотреть свои видеозаписи, снятые 7 октября во время резни. Если мальчик начинал плакать от сцен убийств и насилия, ему угрожали пистолетом и требовали замолчать», – рассказала Дебора Коэн, тетя Эйтана.
По ее словам, мальчику предстоит долгое восстановление после пережитого: «Он спокойный и уравновешенный, но очевидно, что увиденное оставило глубокую травму. Он всего лишь 12-летний ребенок». Коэн добавила, что до последнего надеялась, что в плену с Эйтаном обходятся хорошо: «Теперь мне очевидно, что это не так. Они монстры».
Одним из символов жестокости террористов стала и Яффа Адар. Боевики захватили 85-летнюю женщину 7 октября во время атаки на кибуц Нир-Оз. Их не смутил ее возраст, они усадили Адар в гольф-кар и увезли в сектор Газа. На фото, которое затем распространила в соцсетях ее внучка, Адва Адар, было видно, что пожилую женщину окружают вооруженные люди – но сама пленница сохраняла спокойствие.
«Моя бабушка любила Израиль и хотела сделать страну лучше. А теперь ее, вероятно, бросили в какую-то камеру, без лекарств, совсем одну», – написала Адва Адар, спустя несколько дней после атаки ХАМАСа.
Яффа Адар поселилась в Нир-Оз в конце 50-х – она была одним из основателей кибуца. Женщина знала, что живет в неспокойном месте. Нир-Оз постоянно подвергался обстрелам со стороны сектора Газа. В 2008-м ЦАХАЛ рекомендовал жителям кибуца обрабатывать картофельные поля ночью: днем по ним стреляли арабские снайперы. В том же году в лакокрасочную фабрику в Нир-Оз попал минометный снаряд. Погиб один человек и четверо были ранены. «Но, несмотря ни на что, бабушка всегда была позитивной и полной жизни. В 80 лет она освоила интернет-мессенджеры и постоянно присылала нам мемы и сообщения. А еще она безумно любила читать и привила нам всем любовь к книгам», – рассказывала ее внучка.
24 ноября Яффа Адар оказалась в числе первых освобожденных заложников. После почти 50 дней плена женщина вернулась к своей большой семье – трем детям, восьми внукам и семи правнукам. Однако вопрос возвращения в Нир-Оз для женщины остается открытым: многие дома в кибуце сгорели или были повреждены, а десятки ее соседей убиты или взяты в заложники. Старший внук Яффы Адар продолжает находиться в плену у террористов.
75-летняя жительница Нир-Оз Ада Саги тоже оказалась в числе освобожденных. Дочь восточноевропейских евреев, переживших Холокост, Саги посвящала много времени изучению арабского языка. Она также учила арабскому других жителей кибуца. «Мама всегда думала, что знание языка поможет наладить отношения между евреями и палестинцами, живущими на границе сектора Газа. У нее было много друзей среди арабов», – рассказывал ее сын Ноам. 7 октября Саги позвонила ему из дома и сказала, что слышит арабскую речь и выстрелы у дома – после чего связь между матерью и сыном прервалась.
26 ноября в число освобожденных израильтян попали 15-летняя Дафна Элияким и ее 8-летняя сестра Эла. Они были похищены из кибуца Нахаль-Оз, куда приехали погостить к отцу и его новой супруге. Дафна и Эла стали известны после того, как их мать, Мааян Зин, предложила себя в заложницы, чтобы воссоединиться с дочерьми. Зин записывала обращения к президенту США и премьер-министру Израиля, писала Красному Кресту и выходила на улицы с плакатами дочерей. Девочки попали на видео, распространенные террористами в соцсетях. На одном из роликов они были в кибуце вместе с истекающим кровью отцом. На другом их сняли уже в секторе Газа, одетыми в чужие пижамы. Позже выяснилось, что отца Дафны и Эллы, его вторую жену и ее 17-летнего сына расстреляли на выезде из Нахаль-Оз. «На глазах девочек зверски убили отца, их самих похитили. Я не представляю, что пришлось пережить моим дочерям», – говорила Мааян Зин.
Вернувшиеся из плена заложники говорят, что все это время их держали в подземных тоннелях и заброшенных домах. Часть заложников были помещены в металлические клетки. Пленных кормили рисом, бобами и овощными консервами – иногда им давали лепешки с сыром. Воды было достаточно только для питья. Электричество в подземных камерах включали только на 2–3 часа в день. Письменные принадлежности – тетради, ручки, фломастеры – были запрещены. Пленники проводили время, рассказывая сказки детям и негромко беседуя между собой – в основном вспоминая прошлое. «Освобождение заложников – это ежедневная смесь ужаса и облегчения, – описывает происходящее израильский журналист Дэвид Горовиц. – Нация беспомощно ждет, когда те монстры, которые несколько недель назад расправились с 1200 людьми, вернут хотя бы часть тех, кого они подло утащили живыми. При этом ХАМАС устраивает из передачи пленных церемонии – с камерами и толпами поклонников – демонстрируя доверчивому миру свое показное великодушие».