Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.03.2024
«Убежище от депрессии и страхов – вот что дает игра!» – говорит 27-летний профессиональный баскетболист Джаред Армстронг. В феврале он организовал в Ашкелоне бесплатный детский спортлагерь: техникам бросков и обводке учились 60 подростков, потерявших в октябрьском теракте родственников и друзей – или же ставших свидетелями насилия. Армстронг уверен: баскетбол можно использовать как средство реабилитации от военного стресса. В его планах сделать игровые тренинги ежемесячными.
Джаред Армстронг родился в США, но несколько лет назад переехал в Израиль: ему предложили контракт в Winner League – главной лиге страны. Сегодня он живет в Ашкелоне и играет за местный «Элицур», клуб второго дивизиона. «Утром 7 октября мне позвонил тренер и сказал, чтобы я немедленно шел в безопасную комнату. Он сказал, что ожидаются обстрелы, но, по его словам, это будет “недолгой историей”, которая обычно заканчивается через 1–2 дня. Лишь спустя несколько часов мы узнали, какой ужас творился на самом деле», – рассказывает баскетболист.
В день атаки ХАМАСа на Ашкелон обрушились сотни ракет – интенсивные обстрелы продолжились и в следующие дни. Все это время баскетболист читал ленты новостей и узнавал о количестве жертв. А потом он увидел, как ракета летит прямо на него – она в итоге упала всего в сотне метров от его дома. Тогда Армстронг принял предложение друга по команде на время эвакуироваться в Тель-Авив, а чуть позже вылетел в США – по его словам, «не выдержали нервы».
«Это был опыт на грани жизни и смерти, и на самом деле тогда я не был уверен, что смогу вернуться и вновь погрузиться во все это», – говорит спортсмен. Но спустя месяц он понял, что его место – в Израиле, и именно здесь он может оказаться максимально полезным: «Я вспомнил, сколько поддержки баскетбол давал мне, когда я был ребенком. И подумал, что этот опыт пригодится всем тем, кто переживает сейчас ужасы войны. Даже если игра просто оставит хорошие воспоминания, это уже будет отличной терапией».
Армстронг вырос в Филадельфии, куда его мать, чернокожая еврейка с эфиопскими корнями, переселилась после развода с отцом. «Мама всегда была очень религиозным человеком. Это передалось ей от бабушки, которая, по семейным легендам, помогала строить синагогу в Филадельфии еще 80 лет назад. Мы соблюдали шаббат и все праздники. Еврейские традиции окружали меня всегда», – вспоминает он. Дома он смотрел игры НБА и, по его словам, с трех лет начал сам играть в баскетбол на детской площадке.
По-хорошему, Армстронг не должен был стать профессиональным спортсменом: в школе у него диагностировали редкое заболевание костей стопы. Это закрыло ему путь на вершину – в олимпийскую сборную или в НБА, но не помешало достичь других впечатляющих успехов. Подростком он возглавлял ряд школьных баскетбольных команд, а позже получил «спортивную» стипендию в университете Слиппери-Рок в Пенсильвании. За два года в этом учебном заведении Армстронг сотворил сенсацию. Он дважды становился первым в университетском чемпионате по количеству трехочковых (43,1%), привел команду к самой длинной в истории вуза победной серии (13 побед) и попал в пятерку самых результативных игроков лиги всех времен, когда набрал за одну игру суммарно 40 очков. А потом поступило предложение поехать в Израиль. «Я воспринял его как знак судьбы. Было ощущение, что происходит нечто очень естественное и предначертанное заранее: я еду домой», – вспоминал он.
Впервые он задумался, как сделать баскетбол инструментом социальной помощи, в 2022-м. Это случилось после череды скандальных антисемитских заявлений рэпера Канье Уэста и звезды НБА Кайри Ирвинга. Последний разместил в интернете ссылку на фильм нацистского толка. «Моя собственная ситуация всегда была странной: из-за того, что я был чернокожим, мало кто мог подумать, что я еврей. Я жил как бы в двух мирах и видел, что они, по сути, очень похожи. Было бы правильно сделать их ближе друг к другу», – вспоминал Армстронг. Тогда он организовал серию бесплатных тренировок, куда пригласил афроамериканских и еврейских старшеклассников из местных школ. По его словам, опыт вышел «потрясающим»: «Когда ты играешь с человеком в одной команде, как ты потом можешь его ненавидеть? Баскетбол – та сцепка, из которой прорастают уважение и дружба».
Армстронг повторил опыт «кэмпов» во время октябрьского пребывания в США в 2023-м. Но на этот раз он сосредоточился на еврейских детях – учениках ортодоксальной дневной школы «Полиц» в Черри-Хилл, штат Нью-Джерси. Армстронг не только учил их баскетболу, но и рассказал о собственном опыте проживания событий 7 октября. «У многих детей есть семьи в Израиле, есть родственники, которые уехали на войну по призыву резервистов, – сказал Хаим Гринвальд, глава “Полиц”. – Школьники живут в состоянии стресса. И такой человек, как Джаред, который был там во время атаки ХАМАСа, но сохранил позитивный настрой, помогает детям справиться с новой реальностью».
Увидев, как баскетбол поддерживает подростков, которые хоть и не напрямую, но тоже пострадали от войны, Армстронг и решил вернуться в Израиль. «Моя цель – попытаться выстроить максимально дружелюбное и комфортное пространство в мире хаоса. Но в итоге позитивная атмосфера, которую дает баскетбол, распространяется далеко за пределы спортивной площадки», – говорит он.
Еще Армстронг включился в борьбу за возвращение израильтян, которые находятся в плену ХАМАСа. Он принял участие в акции «Заложники не могут говорить. Но спорт может», в рамках которой израильские спортсмены распространяют информацию о похищенных. Один из роликов Армстронга посвящен 12-летнему Ариэлю Зохару, потерявшему родителей и двух сестер 7 октября. На кадрах под флагом Израиля спортсмен делает свои «коронные» 3-очковые броски. «Дорогой Ариэль! Я не могу даже представить те боль и отчаяние, которые ты переживаешь прямо сейчас. Но я знаю, ты любишь баскетбол. И я надеюсь, это видео принесет тебе хотя бы капельку радости», – написал он.
«Израиль изменился после 7 октября, – сказал Армстронг в одном из интервью после возвращения. – Люди прилагают неимоверные усилия, чтобы просто жить. Но пока в плену у террористов остаются люди, прошлая жизнь – такой, как мы ее знали – невозможна».