Top.Mail.Ru

Да-да-он!

11.09.2024

<p>Paris 2024 Paralympics - Men's 200m Freestyle - S4 Medal Ceremony - Paris La Defense Arena, Nanterre, France - September 3, 2024 Gold medallist Ami Omer Dadaon of Israel celebrates on the podium REUTERS/Andrew Couldridge</p>

Инвалидное кресло навсегда – был диагноз врачей. Но Ами Дадаон поплыл и стал чемпионом. Он принёс Израилю четыре медали на Паралимпиаде в Париже.

Две золотых медали, одно серебро, одна бронза и один мировой рекорд. Таков «улов» израильского пловца Ами Дадаона на Паралимпиаде в Париже. На вручении наград этот 23-летний спортсмен, который в обычной жизни прикован к инвалидной коляске, пел «Хатикву». Да так, что даже премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не смог сдержать эмоций. «Ами, мы все гордимся тобой!» – написал он. Дадаон страдает церебральным параличом – простая речь, не говоря уже о плавании, требует от него невероятных усилий.

Ами было шесть, когда его впервые привели в бассейн в Хайфе. Там занималась группа детей с особенностями развития. Согласно методике, которая уходит корнями еще в середину ХХ века, плавание или просто нахождение в воде позволяют развивать моторику, устойчивость и двигательный потенциал. Ами сразу появился на свет с диагнозом ДЦП – он родился недоношенным и испытывал трудности с движением всех четырех конечностей. Казалось, что страшный диагноз должен перечеркнуть его жизнь…

Занятия в бассейне начинаются с погружения в воду. Детей держат педагоги, которые иногда опускают их в воду с помощью специальных ремней. Упражнения – растяжка, гимнастика, преодоление сопротивления – выполняют с плавучими предметами: досками, спасательными жилетами, кругами. «Ами занимался с другими ребятами, и никто не считал, что он обладает каким-то особым потенциалом. Все полагали, что плавание останется для него реабилитационным, а не соревновательным занятием», – писал Став Ифарган, журналист, который интервьюировал паралимпийца. Даже его будущий тренер Яков Бейненсон поначалу заявил, что Ами – не пловец. «Мы начали работать вместе в относительно позднем возрасте. Тренер долго говорил, что я хороший ребенок, но для спорта не гожусь», – вспоминал атлет.

Тем не менее Ами прогрессировал: в нем жили упрямство, работоспособность и талант. В итоге Бейненсон, который к тому времени возглавил израильскую сборную пловцов-паралимпийцев, взял его под крыло. «Это было стопроцентное попадание! У нас очень сильный тандем, и я, и мой тренер – мы в нем раскрываемся оба», – рассказывал Ами.

В 2018-м Дадаон дебютировал на чемпионате Европы в Дублине. И сразу произвел фурор, когда взял две золотые медали – в 100-метровке вольным стилем и «комплексном» заплыве на 150 метров: в этом состязании спортсмены поочередно плывут разными стилями. Из Дублина израильтянин привез также две серебряные награды. Плавание для людей с инвалидностью разделено на классы. Атлеты с самыми тяжелыми недугами состязаются в классе S1. Спортсмены с минимальной инвалидностью – в классе S10. Израильтянин, который для плавания использовал только руки и силу плечевого пояса, был определен в класс S4.

В 2019-м Ами планировал повторить свой успех на мировом чемпионате в Лондоне. Но там пловца ждала неудача – если так можно назвать завоевание одной серебряной и одной бронзовой награды. «Лондон меня многому научил, – рассказывал Ами. – Я перестал нервничать. Теперь, когда меня обгоняют на соревнованиях, я не напрягаюсь, а работаю по своему плану. Я научился забывать о прежних медалях. И теперь выхожу на каждый этап гонки так, словно он первый и последний».

На чемпионате Европы 2020 года в Португалии – из-за «ковида» его проводили с опозданием, весной 2021-го – Дадаон взял целый веер золотых медалей. За этим последовали два золота на Паралимпиаде в Токио, где израильтянин также установил мировой рекорд в заплыве на 200 метров вольным стилем. Затем – два золота на ЧМ-2022 и четыре на ЧМ-2023: уже тогда Ами стал самым титулованным пловцом-паралимпийцем всех времен. Наконец, в августе 2024-го израильтянин покорил Париж.

«Мечта об Олимпийских играх преследовала меня с детства. Я верил, что если работать изо всех сил, в поте лица, она сбудется», – рассказывал Ами незадолго до Паралимпиады-2024. Но мало кто знает, что поездка в Париж была под большой угрозой. «Можно сказать, что в какой-то момент Ами “перегорел”. Разрыв между тем, какие чудеса он творит в бассейне, и как живет вне его – жизнью инвалида, в постоянной борьбе, – был слишком велик. Эмоциональное напряжение просочилось наружу», – говорил журналист Став Ифарган. Ами задумался, чтобы все бросить. «Тело устает, психика устает. Я хотел стать успешным в других областях жизни так же, как в спорте. Но это было нелегко. Дома я уже не элитный спортсмен с медалями – люди видят меня на улице в инвалидной коляске, и я читаю в их глазах жалость», – рассказывал пловец.

Он признался, что в какой-то момент даже не мог смотреть на воду без отвращения. «Я подумал, что надо заняться образованием. У меня есть аттестат о среднем образовании, я увлекался информатикой и биологией. Но в учебу я никогда не вкладывал столько сил, сколько в плавание», – говорил Ами. Преодолеть кризис помогли тренеры, фанаты и семья. У Ами есть два младших брата и сестра-близнец. С ней, по его словам, он «очень близок» и «может поговорить обо всем». С ее подачи Ами даже сдал экзамен на водительские права – и это тоже стало его отдушиной. Он управляет машиной с помощью вспомогательных устройств и называет ее «своими вторыми ногами». «В конце концов я понял, что бросить плавание – не вариант. Слишком многие смотрят на меня как на пример для подражания. А что это будет за пример, если хлопнуть дверью и уйти? Я вернулся к тренировкам и обрел новые силы», – рассказывал он в конце 2023 года.

Парижская Паралимпиада далась Ами Дадаону нелегко. Накануне заплыва на 50 метров вольным стилем, где он в итоге занял третье место, спортсмен узнал об убийстве шести израильских заложников в секторе Газа. Их тела нашли в подземном тоннеле: террористы застрелили пленников, когда узнали о приближении бойцов ЦАХАЛа. По словам друзей и тренера пловца, Ами всегда был погружен в политическую жизнь страны. В октябре он опубликовал в социальных сетях пронзительный пост с призывом вернуть заложников. «Выступать в их защиту – это не акт политики. Это акт человечности», – написал он. А незадолго до этого в интервью спортсмен заявил, что израильтянам как нации нужно больше практиковать принцип «возлюби ближнего, как самого себя»: «Перед нами стоит много проблем и вызовов. Мы преодолеем их, если станем более открыты друг другу, разным мнениям и главное – тем, кому приходится немного труднее, у кого есть ограничения».

Возможно, именно боль от гибели шести заложников в тот день лишила израильского пловца очередной золотой медали. Но именно она позже заставила его петь «Хатикву» на вручении наград – перед камерами всего мира. «У меня нет слов, чтобы описать это чувство, – сказал Ами. – И это все, чего я на самом деле хотел: представить народ Израиля и дать ему надежду».

{* *}