Top.Mail.Ru

Часы и кости

30.12.2024

<p>Nadia, widow of Israeli spy Eli Cohen, shows a photograph of herself with her late husband, during an interview with Reuters in Herzliya, Israel October 6, 2019. REUTERS/Amir Cohen</p>

Останки великого шпиона Эли Коэна, казнённого в Сирии, ищут уже 60 лет. Пока что вдове вернули лишь часы – но она хочет большего.

Сразу два источника в Дамаске заявили агентству AFP, что Израиль активизировал поиск останков Эли Коэна на фоне переворота в Сирии. «Израильская сторона через посредников установила с нами контакт для определения места захоронения Коэна», – сообщили агентству источники. Оба попросили не называть их имен из-за «деликатности вопроса» – по словам журналистов, это «палестинские чиновники в Сирии». Информаторы также добавили, что переговоры проходят при «посредничестве России».

Израильский разведчик Эли Коэн был повешен в Дамаске 18 мая 1965 года – после того как в течение трех лет собирал тайную информацию в высших эшелонах сирийской власти. Считают, что именно данные Коэна помогли Израилю победить в Шестидневной войне и занять Голанские высоты. После казни тело израильтянина шесть часов висело в петле. Фотографии мертвого Коэна, на которого перед экзекуцией прямо поверх пиджака натянули ткань с антисионистскими лозунгами и в таком виде вывели на эшафот, облетели весь мир. Затем тело разведчика увезли и тайно похоронили сотрудники сирийских спецслужб.

Первую попытку выкрасть тело Коэна израильская разведка предприняла уже вскоре после казни. Об этом в нулевые рассказал Морис Коэн, брат погибшего, который тоже работал в «Моссаде». «Тогда, в 65-м, израильский спецназ почти сумел вывезти тело Эли на границу Ливана. Сейчас в Сирии скрывают местонахождение тела, потому что опасаются новых попыток похищения», – сказал он. Морис Коэн не привел других подробностей этой операции, а также не рассказал, почему она провалилась. Официальные лица в силовых ведомствах не комментировали его слова.

Если верить версии брата погибшего, первоначально Эли Коэна могли похоронить на еврейском кладбище в Дамаске. Но после попытки похищения его перезахоронили. «Есть много версий, где это могли сделать, – рассказывал Морис Коэн. – По одной из них, предыдущий президент Амин аль-Хафез поместил тело на военную базу, чтобы лучше защитить его. По другой, подмявший под себя власть Хафез Асад позже вновь перенес останки. Говорят, он вырыл огромную яму и положил внутрь газовую бомбу, а затем заделал ее бетоном». Ходили также слухи, что тело Эли Коэна сожгли «горячие головы» из силовых структур Сирии. Но брат разведчика сомневался в этом: «Останки Эли были важным политическим козырем. Вряд ли сирийцы могли пойти на это».

Сам Морис Коэн лишь случайно узнал, что его брат работает под прикрытием в Сирии. Долгое время он полагал, что тот занят бизнесом и много времени проводит в командировках. В «Моссаде» имя Эли Коэна держали в секрете: его называли «Наш человек в Дамаске». Но Морис Коэн работал в отделе криптографии и в числе прочего занимался расшифровкой телеграмм, которые агент присылал из Сирии. По некоторым подробностям, он стал догадываться, что за кодом «Человек из Дамаска» стоит его брат. «А потом Эли вернулся в Израиль из очередной “командировки”. Он сказал, что был в Париже. И привез пару бархатных тапочек в подарок своей дочери Софи. Но вот проблема: на подошвах тапочек размер был обозначен арабскими цифрами. Вот тут я и насторожился. “Где ты их купил?” – “В Париже”. – “Тогда почему арабские цифры?” Эли рассердился и закричал, что, наверное, тапочки были импортированы из арабской страны. И затем перевел разговор на другую тему», – рассказывал Морис Коэн.

После казни брата он поклялся, что посвятит жизнь тому, чтобы добиться переноса его останков в Израиль. Но, увы, исполнить клятву не удалось: Морис Коэн умер в 2006 году. На протяжении многих лет возвращения тела продолжали требовать также Надя Коэн и Софи Бен-Дор, супруга и дочь разведчика. В 2008 году Монжер Мотцли, глава канцелярии Хафеза Асада, заявил, что никто не знает, где похоронен Коэн. «Могилу несколько раз переносили. Мы боялись, что Израиль пришлет войска, чтобы забрать тело», – сказал он. Мотцли добавил, что одно время Асад склонялся к тому, что нужно вернуть останки. Но когда он спросил об этом сотрудников службы безопасности, те якобы развели руками: «Сэр, мы понятия не имеем, где находятся кости Коэна!»

«К этим словам Мотцли нужно относиться с изрядной долей скепсиса – с учетом того, что раньше он нес полную чушь, – писал журналист издания The Jerusalem Post. – Так, например, Мотцли заявлял, что над предполагаемой могилой Эли Коэна в Дамаске построили здания и разбили парк. А еще раньше говорил, что Амин аль-Хафез всегда с подозрением относился к Коэну и не был убежден в его истории прикрытия. Хотя остались свидетельства, что аль-Хафез во всем ему доверял – и даже планировал назначить Коэна заместителем министра обороны!»

Летом 2018 года израильской разведке удалось найти и вернуть в Израиль одну из личных вещей Эли Коэна. Речь идет о наручных часах швейцарской марки «Этерна-Матик», которые разведчик носил вплоть до своего ареста. Позже они были изъяты сирийскими спецслужбами вместе с другим имуществом Коэна. В офисе премьер-министра Нетаньяху заявили, что часы «изъяли у вражеского государства в результате спецоперации». Позже артефакт передали вдове погибшего. «В тот момент я как будто почувствовала его руку, почувствовала, что часть его рядом с нами. У меня мурашки побежали», – сказала Надя Коэн. Она добавила, что в «Моссаде» ей сообщили некоторые детали операции: часы были выставлены на продажу на аукционе – в какой стране, неизвестно. Израильтяне под видом нейтральных покупателей провели аутентификацию. После того как подтвердилось, что часы действительно принадлежали Эли Коэну, они выкупили артефакт на торгах.

Весной 2019 года израильские СМИ сообщили, что останки Эли Коэна найдены. Якобы их обнаружили российские военные, которые уже вывезли кости из Дамаска в Москву. В статьях журналисты ссылались на слова участников вооруженных группировок, оппозиционных режиму Башара Асада. Позже российский МИД опроверг это сообщение. Там призвали израильские медиа проявлять более «точный, профессиональный и честный» подход к освещению «таких деликатных вопросов». Новость о найденных останках Коэна появилась на ажиотаже, после того как Россия передала Израилю кости другого израильтянина – солдата Захарии Баумеля. Тот числился пропавшим без вести после боя с сирийским подразделением во время войны в Ливане в 1982 году.

Семья Коэна неоднократно упрекала правительство Израиля в недостаточных усилиях по возвращению его останков. Несмотря на это, Биньямин Нетаньяху подчеркивал: работа по возвращению останков идет – и является одним из важных направлений во внешней политике страны. Ранее это подтверждал и экс-глава «Моссада» Меир Даган, умерший в 2016 году. Незадолго до смерти он рассказал, что израильская разведка даже обращалась в Вашингтон – надеясь, на помощь американских военных, которые в 2014 году начали на территории Сирии военную операцию против боевиков ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России). Однако эти запросы израильтян ни к чему не привели.

16 декабря 2024 года российское информационное агентство «Спутник» сообщило, что накануне вечером возле одного из военных объектов в районе Дамаска приземлился израильский вертолет. Источники агентства также связали это с возможным поиском останков Коэна. «Солдаты вошли на место и примерно через 20 минут ушли в направлении юга Сирии», – сообщил «Спутник». На фоне растущих слухов ЦАХАЛ был вынужден вновь объявить: останки Эли Коэна до сих пор не найдены. Но это не значит, что героя оставят лежать в забвении на чужбине.

{* *}