Top.Mail.Ru

Из чего сделана еврейка

05.11.2003

Главный редактор журнала Леа Кантор Матаррассо (Lea Kantor Matarrasso) Скандально известный женский журнал “Cosmopolitan” теперь издается на иврите и доступен всему Израилю. Отныне на его лоснящихся глянцем страницах легко можно встретить заголовки вроде “Десять способов произвести впечатление на солдата израильской армии”.

В восьмидесятые годы американские модные журналы были в Израиле дорогим удовольствием. Своим глянцем и благоуханием они создавали иллюзию иного, более прекрасного и совершенного мира. Местные аналоги стоили вдвое дешевле, но и не выходили при этом за рамки местных и не совсем удачных копий совершенных образцов. Ну не рождали они завораживающего чувства прогулки по Мэдисон-авеню, они были способны лишь на вялое воодушевление, вызываемое поездкой в Тель-Авив.

И вот, наконец, свершилось! В сентябре в журнальных киосках страны появился номер “Cosmopolitan”, с обложки которого на израильтян, хищно улыбаясь, смотрела Анджелина Джоли (Angelina Jolie). Израиль присоединился к 48 странам, выпускающим местные издания всемирно известного и самого читаемого журнала для женщин. Права на его издание в Израиле были куплены группой SBC, которая, приняв во внимание специфику израильских женщин, собирается предложить своим читательницам лучший вариант в мире.

Главным редактором журнала стала Леа Кантор Матаррассо (Lea Kantor Matarrasso) — ей за сорок, она уроженка Израиля, имеет успешный опыт работы в издательском деле и журналистике, накопленный на посту главного редактора SBC. Ей-то и предстояло подогнать самый продаваемый в мире американский журнал под израильские условия. Часть лета она провела в Нью-Йорке, изучая работу американской редакции и объясняя сотрудникам центрального офиса, чем израильские женщины отличаются от американских:

“Первым делом, необходимо было набросать образ израильского читателя “Cosmo”. Наши женщины полны противоречий: они, в принципе, довольны своей внешностью, но при этом всегда интересуются достижениями пластической хирургии. Большинство из них реалистки, но, с другой стороны, нестабильная реальность, в которой они живут, порождает веру в высшую силу. У них есть много способов защиты, не позволяющих кому бы то ни было взять над ними верх. Упорство и стойкость, бывает, мешают им понять, что мягкость и женственность вовсе не означают уязвимость. Хотя журнал вполне израильский, он ведет борьбу с неистовым цинизмом современной израильской культуры, не дающим людям раскрыться и общаться на глубоком эмоциональном уровне. Если у меня и есть собственная миссия, то она как раз заключается в том, чтобы помочь сбросить с себя эту маску”.

Израильский дизайнер Сигал Декел (Sigal Dekel) автор ультрамодных моделей женской одежды, продающихся в Израиле и США, оказалась в этом смысле очень проницательной, чем несказанно помогла разделу моды журнала. Она обратила внимание на сильное отличие манеры одеваться и делать шопинг у израильские и американских женщин: “Вкус израильских женщин не может определяться их возрастом. Часто можно видеть маму, дочку и бабушку делающими шопинг вместе. Израильтянки обожают эксперименты и очень восприимчивы. Мы одеваемся, руководствуясь несколькими правилами. Сегодня можем показаться на работе в официальной одежде, а завтра явимся в потертых джинсах — все относительно и постоянно меняется. Израильтяне — жертвы моды, а зависимость от большинства — это часть их менталитета”. Подмечает Сигал и то, что израильских женщин гораздо больше, нежели американок, волнует реакция мужа, что, по ее мнению, связано с их большей финансовой зависимостью: “Они чересчур самоуверенны, но при этом стесняются своего тела. Они доверяют продавщицам свои самые сокровенные секреты. Общаясь с ними, нужно быть психологом, диетологом и знать имена нескольких хирургов”.

“Cosmo” традиционно сосредоточивает внимание на взаимоотношениях женщин с мужчинами и с самими собой. Концепция же израильского издания разрабатывалась с учетом тематики других здешних женских журналов (таких, как “Ат” (“Ты”), “Олам hа-Иша” (“Мир женщины”) и, особенно, “Ле иша” (“Для женщины”)), затрагивающих, помимо прочего, и такие проблемы, как дети, беременность и ведение домашнего хозяйства. “Быть хорошей по отношению к себе — это не еврейская и не израильская концепция. Но израильские женщины уже учатся больше заботиться о себе”, — утверждает Леа Кантор Матаррассо.

Первый 210-страничный выпуск израильского “Cosmo” был издан тиражом 600 000 экземпляров стоимостью 5 долларов и предлагает читателям статьи, по сути дела, очень похожие на материалы американского варианта: “Анджелина Джоли рассказывает все”, “Пять вещей, отпугивающих его от постели”,… Традиционные разделы: “Мужчины: Инструкция по применению”, “Красота и Мода”, “Секс и любовь”, “Жизнь и работа”, “Здоровье и спорт”, “Звезды и развлечения” и, конечно же, вездесущий гороскоп. Что действительно можно отнести к воплощению идей Кантор Матаррассо — так это ежемесячную колонку, которую ведет Карин Арад (Karin Arad), автор вызывающего интернет-манифеста о женской сексуальности, пользующегося у израильтянок явной популярностью.

Хотя израильский “Cosmo” специально и не затрагивает религиозные или еврейские вопросы, такие темы, как женщины в армии или проблемы политической обстановки в стране, все же появляются. Вопросы самоидентификации обсуждаются в разделе “Израильская действительность”. Например, основной темой раздела сентябрьского выпуска стала молодая женщина, жених которой был убит во время теракта. В целом, первый номер “Cosmo” получился весьма удачным и был с большим воодушевлением встречен читателями, завалившими редакционную почту благодарственными электронными посланиями.

Не все, однако, согласны с утверждаемым “Cosmo” мировоззрением. Так, профессор Тель-Авивского университета Ханна Навех (Hanna Naveh), возглавляющая программу по изучению женщин и гендерным исследованиям, в своем интервью “Ha'aretz” жестко раскритиковала попытки СМИ представить исключительно визуальный, внешний аспект красоты, ограниченный женственностью и сексуальностью молодых, игнорируя при этом женщин преклонного возраста. На этом основании она утверждает, что в Израиле нет ни одного достойного женского журнала: “В журнале ничего не сказано о том, что является красивым в понимании 50-летней женщины. Моя красота заключается в том, что я родила четверых детей”.

С ней, конечно, соглашаются. Но для тех, кто все еще чувствует потребность что-то узнать о том, как справиться с жирными, сухими или вьющимися волосами в условиях сурового израильского климата, кому интересно, отчего это израильские модели проходят службу в армии и что делать на религиозные праздники одинокой девушке, то… Очередной номер “Cosmo” не за горами.


Екатерина Иванова

{* *}