Несмотря на то, что Жизель Бен-Дор (
Gisele Ben-Dor), всемирно известный дирижер и музыкальный руководитель симфонического оркестра Санта-Барбары, родилась в Уругвае, сердце ее безраздельно принадлежит Израилю. Она входит в число немногих (всего 8 процентов) симфонических дирижеров-женщин и является одной из четырех женщин-дирижеров Соединенных Штатов. За свою карьеру ей довелось дирижировать симфоническими оркестрами Нью-Йорка, Лондона, филармониями Лондона, Хельсинки, Хьюстона, Израиля, а также многими другими прославленными коллективами. А здесь, в Санта-Барбаре, Жизель Бен-Дор приобрела известность еще и как «первооткрыватель» новых музыкальных стилей и направлений, а также как замечательный специалист по улучшению качества звучания и эстетического представления музыки.
Несмотря на тотальную занятость, она дважды в год, вне зависимости от творческих планов, обязательно посещает Израиль, в котором живут ее родители, братья и сестры и который эта 49-летняя женщина считает лучшей страной мира. Родители Жизель родом из Польши, откуда переехали в уругвайскую столицу Монтевидео. Там Жизель появилась на свет. Там четырехлетняя девочка впервые села за фортепьяно. Там, в 12 лет, ею овладела места стать дирижером.
«Это желание возникло как-то само по себе, — вспоминает она. —
Сначала я дирижировала школьным оркестром. Возможно, я стала задумываться об этой профессии просто потому, что люблю преподавать. Ведь просто так дирижеров не называют “маэстро”! Теперь я думаю, что была рождена именно для того, чтобы стать дирижером. Я и не знала, что есть такая профессия, я даже не представляла себе, что это называется дирижированием, потому что действовала инстинктивно… Так, играющему с кубиками ребенку и в голову не приходит, что когда-нибудь он может стать архитектором».
В 17 лет Жизель уже поддерживала идеи сионизма, благодаря чему, собственно, и переехала жить в Израиль. А некоторое время спустя к ней присоединились остальные члены семьи. Чтобы закончить среднее образование, Жизель позднее вернулась в Уругвай, а в 1973-м — опять на Святую землю. Закончила тель-авивскую музыкальную академию, а в 1982-м — школу музыки в Йеле. В 1983 году, во время дирижерского дебюта Бен-Дор в израильской филармонии, ее заметил Леонард Берштайн, порекомендовавший Жизель на работу в оркестр молодых исполнителей Тэнглвуда. Надо заметить, что девушка с завидной легкостью вписывалась в любой коллектив — благодаря прекрасному знанию иврита, испанского, английского, французского, итальянского и немецкого языков.
Никогда не смущали ее ни предвзятое отношение к ней как к женщине, ни необходимость разрываться между семьей и работой. Однажды ей даже пришлось дирижировать на премьере «Обряда весны» Стравинского на девятом месяце беременности. В 2000 году, во время новогоднего концерта в Санта-Барбаре, посвященного встрече нового тысячелетия, Жизель усадила на сцену своего 8-летнего сына Габриэля.
Наведываясь в Израиль, она разыскивает молодых талантливых исполнителей.
«Я всегда чувствую себя в этой стране как дома, — улыбается она. —
Израильский филармонический оркестр является одним из лучших в мире не только из-за слаженности коллектива, но еще и из-за сердечности, искренности исполнения музыки. Немало музыкантов забывают о первоначальной цели своей работы, мечтая о комфортабельности работы и гонорарах. А вот о том, как им повезло и какой это дар — быть музыкантом, — даже не думают».
Уж она-то об этом не забывает никогда, каких бы высот ни достигла! Помнит и о своих корнях. Кроме классической музыки, маэстро интересуется еще и латиноамериканским фольклором, мексиканскими и карибскими мотивами. Благодаря этому она вывела в свет многих мексиканских и аргентинских музыкантов. Ибо красоту в музыке можно черпать бесконечно.