В октябре в Тель-Авиве прошел фестиваль еврейского кино, в рамках которого были представлены картины еврейской тематики со всего света. Одним из самых ярких стал фильм «Шанхайское гетто» (
«Shanghai Ghetto») режиссеров Даны Янклович-Манн (
Dana Janklowicz-Mann) и Амира Манна (
Amir Mann) из Лос-Анджелеса, успевший уже получить грандиозный успех на международных фестивалях и заслуживший одобрительные отзывы критиков и восторг публики. Премьера «Шанхайского гетто» прошла во многих городах Соединенных Штатов. Кассовый сбор составил около 700 тысяч долларов — такая сумма для независимого кино считается поистине астрономической. В прошлом году премьера «Шанхайского гетто» состоялась и в Израиле.
«Шанхайское гетто» — фильм о Холокосте, поставленный в форме интервью с пятью участниками тех событий, рассказывающих о спасении 20 тысяч восточноевропейских евреев, бежавших в подконтрольный Японии Шанхай — процветающий город, визы для приезда в который не требовалось. В 1939 году, когда практически все страны мира запретили евреям въезд на свою территорию, 20 тысяч человек решили попробовать перебраться именно сюда. На тот момент в городе уже существовали две еврейские общины — иракская и российская, которые с радостью приняли беженцев. Одна из героинь фильма вспоминает:
«Все плохое случается именно с хорошими людьми». После нападения японцев на Пёрл-Харбор и вступления Америки в войну, правительство Японии издало указ, согласно которому появившиеся в Шанхае после 1937 года беженцы должны были жить на специальной огороженной территории (по сути, в гетто).
В фильме используется традиционная техника американских кинодокументалистов — интервью с участниками событий сменяются кадрами кинохроники военных лет. В «Шанхайском гетто», помимо пяти беженцев из Европы, интервью дают двое изучающих этот период академиков.
Одним из героев киноленты стал отец режиссера Харольд Янклович (
Harold Janklowicz).
«Я не помню, сколько мне было лет, когда я впервые услышала рассказы отца о его жизни во время Второй мировой войны, — рассказывает Дана. —
Поначалу об этом говорила только мама. Отец начал раскрываться во время одной из моих поездок в Израиль. Вернувшись в Америку, я пересказала услышанное Амиру, и позднее мы решили, что эти сюжеты могут стать неплохой основой для документального фильма».
Самое ужасное из воспоминаний рассказано именно Харольдом. Какой-то русский мальчик ловил его три или четыре раза в неделю и жестоко избивал.
«Однажды я пришел домой с такими синяками, что мама чуть не упала в обморок, — вспоминает Харольд. —
Один глаз у меня почернел, отовсюду текла кровь». Несколько лет спустя он отомстил обидчику — отыскал и избил его до полусмерти.
Первая часть фильма посвящена эпохе расцвета нацистской империи и историям о том, как евреи Шанхая пытались спасти своих европейских родственников от неминуемой гибели. Все героев фильма и поныне гнетет чувство вины за то, что они могли бы сделать, но не сделали. Брат одной из героинь умолял ее приехать в Европу и забрать его к себе. К сожалению, все попытки вылететь из Шанхая на оккупированные территории не принесли успеха.
«Мой погибший брат, наверное, до самого конца считал, что, я просто не хочу его видеть», — тяжело вздыхает она. К концу картины это ощущение вины лишь обостряется — герои фильма рассказывают о том, что им пришлось пережить при известии о гибели родных в Европе.
Кстати, несмотря на то, что режиссерское видение сюжета картины у Даны и Амира было диаметрально противоположным, картина получилась превосходная. Дана полагает, что основное внимание следовало сосредоточить на «свидетельских показаниях» и исторической правде, Амир же был больше заинтересован на построении сюжета, музыке, декорациях.
«Дело в том, — объясняет Дана Янклович, —
что Амир поначалу абсолютно не был заинтересован в режиссуре документального кино. Проще говоря, это была моя идея! Мне документальные фильмы по душе, и, думаю, что если найду еще какой-нибудь интересный сюжет, то непременно сниму еще одну ленту, даже если темой снова станет Холокост. Даже если за мной прочно закрепится слава “режиссера фильмов о Холокосте”». Но Амир Манн непреклонен:
«Это не фильм о Холокосте. Это необычайно экзотичная картина, рассказывающая о евреях и китайцах! Холокост тут — всего лишь задний план».