Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.03.2009
Британский композитор Майкл Найман стал известен широкой публике благодаря созданию саундтреков к фильмам «Пианино», «Повар, вор, его жена и ее любовник» и «Отсчет утопленников». По иронии судьбы, человек, писавший музыку для кино, недавно сам стал снимать фильмы.
В 1976 году началось сотрудничество композитора с кинорежиссёром Питером Гринуэем, принёсшее Найману мировую известность. Минималистичная, подчас монотонная музыка Наймана к фильмам Гринуэя (в том числе «Отсчет утопленников», «Книги Просперо», «Повар, вор, его жена и её любовник») стала неотъемлемой частью этих картин. Примеры других работ Наймана в кино — музыка к фильмам «Гаттака» Эндрю Никкола и «Пианино» Джейн Кэмпион. В 1995 году он создает новое музыкальное оформление к знаменитому немому фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929).
Кроме «серьёзной» музыки (опер, балетов, концертов, струнных квартетов и т.п.) Найман создаёт также саундтреки для компьютерных игр, поп- и рок-композиций. Ему принадлежат песни на стихи Шекспира, Рембо, Целана.
В молодости Найман увлекался барочной музыкой, что нашло впоследствии отражение в его композициях для исторических фильмов.
В 1976 году Найман создал камерный оркестр «Кэмпиелло-бэнд», позже переименованный в «Майкл Найман бэнд» (Michael Nyman Band). В этом оркестре средневековые инструменты соседствуют с современными, а репертуар составляют музыкальные темы Наймана из кинофильмов, его оперы, а также мировая классика.
Сейчас Найману уже 64 года, и на нем, как и прежде круглые очки в роговой оправе. Его ежедневник заполнен расписанием предстоящих выступлений со своей группой по всему земному шару — от Сиднейской оперы до острова Уайт. В декабре на Сицилии состоится премьера его седьмой оперы, посвященной событиям Английской буржуазной революции. Однако главное, о чем хочет говорить Найман сейчас, это его новое занятие — создание видеоинсталляций.
Он совершенно не планировал представлять публике какую-либо видеопродукцию, но как-то, разбирая фотоархив своих путешествий, он подумал: почему бы не сделать из этого фильм?
В течение всей своей жизни Найман, родившийся в семье еврейских иммигрантов из Польши, является страстным коллекционером. Он собирает практически все, что можно собирать, — от африканских статуэток до автобусных билетов. «Фотография и видеосъемка, — говорит он, — для меня это тоже своего рода коллекционирование. Мне нравится видеть что-то неожиданное и запечатлевать».
«Став кинорежиссером, я получаю наслаждение от тех особенностей кинематографа, которыми не может похвастаться музыка».
Дмитрий Авдосьев