Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.10.2008
В минувшую среду в Иерусалиме состоялась премьера фильма «Против течения» (Against the Tide), новой документальной ленты, снятой Центром Симона Визенталя.
Картина посвящена жизни американского еврейского активиста Питера Бергсона и его попыткам в годы Холокоста достучаться до сознания американской еврейской общины и правительства США во главе с Франклином Рузвельтом, заставить их осознать всю серьезность происходящих в Европе событий.
Подразделение центра Симона Визенталя Moriah Films уже выпустило десять полнометражных фильмов, посвященных Холокосту и современным проблемам еврейской общины.
Закадровый текст фильма «Против течения» прочитал Дастин Хофман. Режиссером выступил обладатель Оскара Ричард Трэнк.
«Почему американские евреи не добились от администрации Рузвельта активных действий по спасению евреев в Европе?», — этот вопрос является для фильма ключевым.
По словам сотрудника Центра Симона Визенталя раввина Марвина Хайера, евреи бездействовали, опасаясь, что под вопросом окажется их право называться американцами, и их самих отправят в Европу, погибать вместе со своими собратьями.
Кроме того, в фильм вошло эксклюзивное интервью с Бергсоном. Он рассуждает о провале Стефана Вайза, одного из лидеров еврейской общины США, и о невнимании Рузвельта к еврейским евреям, ставшим жертвами Холокоста.
По словам Хайера, «в отношении Холокоста Рузвельт вовсе не был великим лидером. Спасение евреев не было для него необходимостью, не входило для него в разряд необходимых задач».
Хотя фильм нельзя назвать доброжелательным по отношению к тем, кто не подал руку помощи европейским евреям, его целью вовсе не является пригвоздить их к позорному столбу.
«Цель фильма — помочь евреям осознать, что мы всегда должны быть начеку. Вы слышите фразу «Никогда больше», но это всего лишь слова. Как мы можем быть уверены в них?», — сомневается Хайер.
В условиях глобального экономического кризиса и иранской ядерной угрозы постоянно быть начеку важнее, чем когда бы то ни было.
«Возможен ли второй холокост? Научились ли мы на уроках прошлого?», — этим и множеством других вопросов фильм призван разбудить сознание зрителей.
Хотя Хайер надеется представить картину широкой еврейской аудитории, он убежден, что она важна и для неевреев.
«Цель Moriah films — донести эпическую еврейскую историю до современного человечества, как до евреев, так и до неевреев. Мы рассказываем о еврейском народе, но в его истории есть множество уроков для всего человечества.
Главная трагедия ситуации в том, что ксенофобия воспринималось как нормальное явление. Был ли это Дарфур, Руанда или Холокост, повсюду, наряду с этими событиями, жизнь шла своим чередом. Я не говорю, что нужно запретить праздновать свадьбу или проводить бар-мицву», — говорит Хайер. — Но, когда случается что-то подобное, на первом месте должно стоять спасение людей».
Оксана Ширкина