Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.01.2013
Байопик Стивена Спилберга «Линкольн», американская премьера которого состоялась в минувшем месяце, в очередной раз привлек внимание общественности к творчеству «самого успешного воротилы голливудской индустрии». Не стали исключением и еврейские издания, анализирующие соответствующие аспекты фильмографии режиссера.
Еврейское происхождение Спилберга оказало заметное влияние на все его творчество, не исключая и картину «Линкольн», убежден обозреватель издания Algemeiner Роберт Глюк. Известно, что Спилберг, родившийся в Огайо в семье инженера-электронщика и пианистки, в детстве стыдился своей национальности и даже рассказывал, что его фамилия — немецкого происхождения.
«Спилберг, безусловно, самый успешный режиссер в истории американского кино, и его еврейское происхождение оставило зримый отпечаток на всем его творчестве», — считает Лестер Фридман, автор книг «Образ еврея в американском кинематографе», «Американские режиссеры-евреи» и «Гражданин Спилберг».
Фридман подчеркивает, что в детстве Спилберг жил с родителями в таких районах, где почти не было других евреев, и при этом постоянно сталкивался с антисемитизмом. Мать режиссера, 92-летняя Леа Адлер, вспоминает, что они, будучи единственной еврейской семьей в спальном пригороде Финикса, действительно сталкивались с антисемитизмом довольно часто: «Нередко можно было услышать, как соседи говорят: “Спилберги — грязные евреи!” Однажды ночью Стив вылез из окна своей комнаты и замазал окно соседской спальни арахисовым маслом. О, это был прекрасный поступок!»
В первых картинах Спилберга еврейская тема фактически не проявлялась, уступив место инопланетянам, акулам-убийцам, клонированным динозаврам и прочим паранормальным явлениям. Режиссер в определенном смысле «реабилитировался», сняв в 1993 году «Список Шиндлера» и, спустя 12 лет, «Мюнхен».
В 1994 году, благодаря опыту, полученному во время съемок «Списка Шиндлера», Спилберг организует Фонд визуальной истории переживших Шоа (Survivors of the Shoah Visual History Foundation), занимающийся записью видеоинтервью с прошедшими через Холокост. Работа фонда не ограничивается записью свидетельств одних лишь евреев. В его архивах хранятся интервью с представителями других групп, преследовавшихся при нацизме (цыганами, гомосексуалистами, свидетелями Иеговы, членами запрещенных политических партий), а также с теми, кто принимал участие в их спасении.
За 18 лет работы этот крупнейший в своем роде архив собрал 52 тысячи видеосвидетельств на 32 языках.
По мнению историка кинематографа Найджела Морриса, некоторые критики поступают весьма опрометчиво, называя Спилберга «несерьезным детским режиссером, уводящим зрителя из реальности в мир фантазий».
«Будучи не только евреем, но и слабаком, я служил объектом насмешек для всего класса», — вспоминал Спилберг. «Этот пережитый в детстве опыт впоследствии помог режиссеру стать активным участником движения за гражданские права. Впоследствии он усыновил двух чернокожих детей, а интерес и глубокое уважение к афроамериканской культуре проявляются во многих его фильмах», — отмечает Моррис.
Фильм «Список Шиндлера» вышел в такое время, когда во всем мире громче зазвучали голоса неофашистов всех мастей, а также отрицателей Холокоста. Отчасти им помогло то обстоятельство, что к началу 90-х годов число живых свидетелей Катастрофы в силу естественных причин заметно сократилось. Убедительным аргументом против выдумок отрицателей послужил созданный Спилбергом видеоархив, собравший десятки тысяч свидетельств.
Взявшись за съемки «Списка Шиндлера», Спилберг заявил: «Я приступаю к работе над этим фильмом потому, что надеюсь, что мое имя поможет познакомить с этой историей максимально широкую аудиторию» (поначалу предполагалось, что историю Шиндлера должен снимать менее известный, но более «серьезный» режиссер). Поначалу многим казалось, что трехчасовой черно-белый фильм без участия «селебритиз», не сможет привлечь массовую аудиторию, выросшую на блокбастерах. Однако когда картина вышла в прокат, все подобные критики были посрамлены.
По мнению Морриса, эта картина изменила само мировоззрение Спилберга — аналогично трансформациям, которые претерпевала за три часа экранного времени личность Шиндлера: от мелкого дельца, интересующегося только «профитом», до фигуры поистине библейского масштаба.
«После выхода “Списка Шиндлера” Спилберг в многочисленных интервью начал рассказывать о пережитом в детстве антисемитизме, о своем происхождении от немецких и восточноевропейских евреев (ранее за ним этого не наблюдалось). Превращение Спилберга в серьезного художника отметила тогда и Киноакадемия, ранее игнорировавшая его блокбастеры», — отмечает Моррис.
В «Линкольне», своем новом творении, Спилберг обращается к важнейшему вопросу американской истории, имеющему параллели и в современности. Авраам Линкольн решает моральную дилемму: можно ли продолжать кровопролитную Войну Севера и Юга, чтобы добиться принятия Конгрессом поправки к Конституции, отменяющей рабство.
Возможно, лучше других главную идею «Линкольна» выразил обозреватель Chicago Tribune Кларенс Пейдж: «Демократическое управление большим государством с разнородным населением требует компромиссов. Не всегда возможно получить то, что хочешь именно ты, но оптимальным путем является совместная работа, направленная на поиск решения, которое сможет в максимальной степени удовлетворить всех».
Николай Лебедев