Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.05.2014
В минувшую среду в Каннах открылся 67-й Международный кинофестиваль, на котором в этом году покажут шесть полнометражных израильских фильмов — пять игровых и один документальный. Израильские фильмы не вошли в основной конкурс кинофестиваля, однако будут представлены в других секциях.
В рамках программы «Особый взгляд», второй по значимости на фестивале, будет показан фильм Керен Едайя «Эта милая девушка», рассказывающий об интимной связи 60-летнего мужчины с его 22-летней дочерью. Для Едайя этот смотр в Каннах не первый: в 2004 году она получила приз «Золотая камера» за свой дебютный фильм «Мое сокровище».
Две израильские картины — «Воспитательница» Надава Лапида и Self-Made Ширы Геффен — будут показаны в рамках «Недели критики». «Гет. Суд над Вивиан Амсалем» Ронит и Шломи Элькабец и «Рядом с ней» Асафа Кормана включены в программу «Две режиссерские недели». Зрители фестиваля увидят также документальную ленту Go-Go Boys Гилы Медалия и картину «Визит» Инбар Хореш, представленную в конкурсе студенческих работ.
В основном конкурсе фестиваля будет участвовать работа молодого аргентинского режиссера еврейского происхождения Дамиана Шифрона «Дикие истории» (Relatos Salvajes). В качестве продюсера картины выступил знаменитый испанский режиссер Педро Альмодовар.
За главный приз кинофестиваля, «Золотую пальмовую ветвь», в этом году поборются британцы Кен Лоуч и Майк Ли, французы Жан-Люк Годар, Оливье Ассаяс и Мишель Хазанавичюс, бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны, канадцы Атом Эгоян и Дэвид Кроненберг, турок Нури Бильге Чейлан, россиянин Андрей Звягинцев. Впрочем, у кинообозревателя Haaretz Ури Клейна список именитых конкурсантов не вызывает воодушевления. «Фестиваль в последнее время превратился во что-то вроде “клуба престарелых мальчиков”, — констатирует он. — Одни и те же имена повторяются из года в год. Даже среди израильских режиссеров, представленных на фестивале в этом году, большинство участвовали в нем и раньше и даже завоевывали призы. Мировая киноотрасль становится все более консервативной, в ней не происходит никаких прорывов. Большинство режиссеров, участвующих в фестивале, уже можно назвать ветеранами, особенно это относится к Годару и Лоучу».
Кинокритик считает, что последний революционный прорыв произошел на Каннском фестивале в 2007 году, когда главная награда досталась фильму румынского режиссера Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Картина получила восторженные отзывы критиков и дала импульс развитию румынского кинематографа.
По мнению Ури Клейна, нечто подобное вряд ли может произойти с фильмом израильского режиссера. Вместе с тем, отмечает обозреватель, уровень израильского кинематографа в последние годы очевидно вырос. Все более заметную роль в нем играют режиссеры-женщины: пять из семи картин, представленных в этом году в Каннах, сняли женщины. В прошлом месяце фильм израильтянки Талии Лави «Нулевая мотивация» выиграл главный приз на нью-йоркском кинофестивале «Трайбека».
Хотя не все израильские картины последнего времени можно назвать шедеврами киноискусства, в сумме они создают масштабный портрет современного израильского общества, интерес к которому в мире продолжает расти, уверен Ури Клейн.
Татьяна Володина