Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.08.2014
В пятницу, 8 августа, в Тель-Авиве в возрасте 85 лет скончался режиссер театра и кино, продюсер и сценарист Менахем Голан, которого называют отцом израильской киноиндустрии.
Менахем Голан (при рождении — Глобус) родился в 1929 году в Тверии в семье репатриантов из Польши и с детства был влюблен в кино. Вскоре после окончания Войны за независимость 1948 года, в которой он принимал участие в качестве пилота израильских ВВС, Голан отправился в Лондон, где окончил Академию музыки и драмы и изучал режиссуру в театральной школе «Олд Вик». После возвращения на родину работал помощником режиссера в ведущем израильском театре «Габиме».
В 1963 году Менахем Голан снял свой первый фильм — детектив «Эльдорадо», действие которого происходит в криминальных кварталах старого Яффо. Картина получила неоднозначные отзывы. Многие критиковали ее создателей за то, что, вместо того чтобы воспевать героизм строителей еврейского государства, они сосредоточились на проблемах израильского общества, таких как преступность и социальное неравенство.
После выхода «Эльдорадо» Менахем Голан выступил продюсером комедии «Салах Шабати» (1964), поставленной по собственному сценарию знаменитым израильским писателем Эфраимом Кишоном. «Салах Шабати» стал первой израильской кинолентой, завоевавшей мировое признание: фильм удостоился множества международных призов и даже номинировался на премию «Оскар». В основе сюжета — приключения простодушного нового репатрианта из одной из арабских стран. Само имя главного героя созвучно словосочетанию «слиха ше-бати» — «извините, что приехал».
После «Салаха Шабати» Голан поставил и спродюсировал несколько знаковых фильмов, определивших развитие израильского кинематографа: «Далия и ангелы» (1964), «Тевье и семь его дочерей» (1968), «Казаблан» (1973). Широкую известность приобрела молодежная комедия «Эскимо Лимон» (1978), на основе которой в Голливуде был снят ремейк «Последний девственник Америки».
Во второй половине 70-х годов Голан и его двоюродный брат Йорам Глобус переезжают в Голливуд и приобретают находящуюся на грани банкротства небольшую киностудию Cannon Films. Вскоре студия стала одним из ведущих кинопроизводителей, выпустила десятки коммерчески успешных боевиков, а также несколько интеллектуальных кинолент, заслуживших похвалу взыскательных критиков. Студия просуществовала до 1994 года, посвященный ее истории документальный фильм демонстрировался на последнем Каннском кинофестивале.
Менахем Голан сотрудничал со многими голливудскими звездами, в том числе с Чарльзом Бронсоном, Шоном Коннери, Фэй Данауэй, Джулией Эндрюс, Кэтрин Хепберн, Ником Нолти, Сильвестром Сталлоне, Чаком Норрисом, Микки Рурком и Мэрил Стрип. В числе прочего выступил продюсером «Отелло» Франко Дзеффирелли, «Возлюбленных Марии» и «Поезда-беглеца» Андрея Кончаловского, «Короля Лира» Жан-Люка Годара. В Голливуде Голан снял и несколько фильмов на еврейскую тему: «Фокусник из Люблина» (по роману Исаака Башевиса-Зингера), «Над Бруклинским мостом», «Война Ханы» (байопик о героине Второй мировой войны Хане Сенеш).
Вклад Менахема Голана в становление и развитие израильского кинематографа сложно переоценить, отмечает кинообозреватель Haaretz Ури Кляйн. Хотя на протяжении последних десятилетий он работал только в Голливуде, творчество Голана и сегодня служит образцом для израильских режиссеров.
У Менахема Голана остались жена и трое детей. Вскоре после кончины режиссера мэр Тверии предложил назвать в его честь одну из городских улиц.
Роберт Берг