Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.06.2007
О великом художнике XX века Марке Ротко написано великое множество научных и популярных статей. Выставки его работ, как постоянные, так и временные, проходили и проходят в крупейших музеях мира. Подготовил экспозицию работ мастера и Тель-Авивский музей искусства (ТАМА).
Меньше года понадобилось кураторам выставки сыну художника Кристоферу Ротко и директору ТАМА профессору Мордехаю Омеру для того, чтобы собрать работы художника, подготовить расширенный каталог и составить экспозицию, к которой представлено 38 произведений.
В далеком 1912 году маленький Маркус Роткович вместе с матерью и 10-летней сестрой пересек Атлантику — путь их лежал из Двинска (нынешний Даугавпилс в Латвии) в Соединенные Штаты. Из Нью-Йорка они отправилась в Портленд (штат Орегон), где их уже ждали отец Маркуса (он умер спустя семь месяцев) и двое братьев. В 18 лет Маркус поступил в Йельский университет, однако через два года учебу бросил, объяснив это в своем дневнике желанием «немного постранствовать, полодырничать и поголодать» . В 1924-м он явился в Нью-Йорк и записался там на курсы живописи при Лиге студентов-гуманитариев. С тех пор этот город стал его домом и был им до самой смерти Маркуса.
Одним из учителей молодого Ротковича был Макс Вебер (тоже, кстати, уроженец России). Зарабатывать на жизнь юноше приходилось самыми разными способами: он работал в прачечной, преподавал, рисовал карты для иллюстрированной Библии. А в 1938 году обратился за получением американского гражданства и начал работать под творческим псевдонимом «Марк Ротко».
В 1930 – 40-х годах Ротко состоял в различных художественных объединениях, был в числе основателей «Десяти» (количество участников этого творческого союза никогда не превышало девяти человек). В 1943 году появился неблагоприятный отзыв о его совместном с Адольфом Готлибом шоу. В ответ Ротко и Готлиб, а также художник Барнет Ньюмэн опубликовали небольшой манифест, в тексте которого, в частности, говорилось: «Среди художников широко распространено мнение — неважно, что ты рисуешь, если это нарисовано хорошо. Не бывает хорошей картины ни о чем». По иронии судьбы, именно так отзывались о творчестве Ротко некоторые случайные зрители, называвшие его работы всего лишь «цветными пятнами».
Особое влияние на Ротко, начинавшего как художник-символист, оказали дадаизм и сюрреалисты. В 1960-х он получил заказы от Гарвардского университета и небольшой капеллы в Хьюстоне (штат Техас). В 1964 году мастер переехал в последнюю из своих студий, где полностью перекрыл доступ дневного света. Его работы становились все более гнетущими и мрачными. Отказавшись от эффекта полупрозрачности, которого он добивался с помощью масла, Ротко начал использовать акриловые краски. В январе 1969-го он покинул свой дом, где жил с женой, сыном и дочерью, и переехал в студию. А 25 февраля 1970 года один из его помощников обнаружил художника лежащим посреди студии в огромной луже крови…
Йорам Шпыркин