Top.Mail.Ru

Что он хочет сказать?

31.07.2001



Недавно вышла новая книга Александра Солженицына "200 лет вместе", описывающая отношения русского и еврейского народа на протяжении истории. В ней описывается история взаимоотношений русского и еврейского народа с конца XVIII века до 1917 года. По словам автора, это только первый том большого исторического исследования.

В предисловии к книге автор пишет, что его целью было не возвысить или унизить ту или иную сторону, но показать ситуацию объективно, а также рассказать о совместной жизни русских и евреев, попытаться понять точку зрения этих народов. По его мнению, оба народа в чем-то виноваты, и только через понимание ошибок и промахов люди могут прийти к мирному взаимному существованию.

Однако представители еврейской общественности в России считают, что в своей книге Солженицын показывает ситуацию необъективно. Так, относительно погромов, его мнение расходится даже с традиционным мнением советских историков, которые, как известно, не очень-то жаловали евреев. Он пишет, что погромы не были спровоцированы официальными лицами, как считалось до сих пор, а ответственность за их организацию целиком и полностью лежит на почвенниках.

Солженицын также выступает с обвинениями в адрес либеральной интеллигенции (здесь нужно учитывать, что в России это словосочетание часто ассоциируется именно с еврейством) в "преувеличении значения, размера и разрушительности погромов". Последнее, действительно, не может не вызвать некоторую настороженность. Такая точка зрения не может не вызывать возмущения еврейской общественности, тем более, что "размер и разрушительность погромов" — факт, всем известный, и потому даже антисемиты предпочитают умалчивать об этой позорной странице российской истории.

Председатель московского Антифашистского Центра, еврейский историк Виктор Дашевский заявил следующее: "Книга Солженицына полна лжи и антисемитизма. Она представляет историю российского еврейства в лживом, искаженном виде, факты, описанные в этой книге весьма сомнительны, а взгляды автора удивительно тенденциозны".

Между тем Солженицын хорошо известен как в России, так и на Западе, как ярый приверженец демократии, защитник прав человека, в свое время пострадавший от сталинского режима. Он не раз выступал с лекциями в США и европейских странах, многие его книги переведены на разные языки мира.

Однако в последнее время из-за его двусмысленных высказываний по поводу демократии и евреев в Европе и Америке его стали воспринимать довольно настороженно. Дальше — больше.... В декабре 1999 года Солженицын уже открыто говорил о возможном еврейском заговоре против русского народа, то есть едва ли не скатился до позиций нездоровых лидеров русских ультранационалистических и фашистских организаций.

Странная, двусмысленная позиция Солженицына немедленно получила отклик в наиболее отвратительных российских националистических газетах. Многие руководители радикальных фашистских движений с радостью высказались в поддержку этой книги, добавив, впрочем, что автор "слишком мягок по отношению к евреям, и ему не хватает твердости". Какова настоящая позиция Солженицына — не известно, так как сам он отказывается от комментариев.

Материал подготовил

Яков Карандашенка




{* *}