Top.Mail.Ru

И снова праздник...

21.12.2001



Вчера 20 декабря в Московском общинном центре прошло довольно знаменательное событие, которое в нашей стране долгое время оставалось незамеченным в среде широкой еврейской аудитории. Хотя за рубежами России уже почти 20 лет по этому поводу евреи ежегодно собираются в самых представительных мировых залах, чтобы вместить всех желающих отметить это событие. Собственно, речь идет об учебе. Оказывается, десятки, вернее сказать, сотни тысяч евреев во всем мире учат синхронно одну и ту же книгу. Заметим, что речь идет не о Торе, которая разбита на недельные главы и таким образом цикл чтения во всех синагогах мира заканчивается в одно и то же время в праздник Симхат Тора. Книга, о которой мы говорим и окончание которой так широко отмечается, называется "Яд Хазака", составителем которой был выдающийся еврейский мыслитель Рабби Моше бен Маймон, или сокращенно Рамбам.

Инициатором этого уже укоренившегося практически во всех еврейских общинах обычая стал нынешний Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон. Впервые с призывом приступить к изучению книги Рамбама "Яд Хазака" Ребе обратился в1983 г. По предложению Ребе получалось, что если каждый день выучивать три главы книги, то все ее 14 частей можно освоить чуть меньше чем за год. С тех пор прошло уже 19 циклов, и теперь в силу вступил юбилейный 20-й цикл.



Именно по этому поводу в конференц-зале Общинного центра собрались сотни евреев, многие из которых непосредственно участвуют в этой синхронной учебе. В президиуме можно было видеть многих известных раввинов, среди которых главный раввин России Берл Лазар, раввин общины в Отрадном Довид Карпов, секретарь раввината России раввин Леви Мундшайн, раввин Московской общины грузинских евреев хахам Авраам Алашвили, раввин Московской общины бухарских евреев Шломо Ладаев, член Московского раввинского суда Моше Гойхберг и другие.

Само это торжественное собрание вел руководитель московской еврейской школы "Месивта" Арон Головчинер. Кстати, начав это собрание, Арон заметил, что несмотря на то, что Рамбам жил в 12 веке, тем не менее он оказал неоценимую помощь их школе. А дело было так. Из Министерства образования пришел циркуляр с требованием перечислить всю изучаемую литературу по предметам еврейской традиции, с указанием авторов и года выпуска книг. Естественно, что такой циркуляр поставил в тупик руководство школы. Ведь не поймут же чиновники из министерства, если написать, как есть, название книги "Тора", автор Вс-вышний. Вот тут то и пришел на выручку Рамбам, книга которого имеет вполне конкретное название, да и автор ее всемирно известен.



Первым из выступавших бал раввин Зуше Горелик, руководитель Московской ешивы "Томхей тмимим". В частности он рассказал, почему Ребе выбрал книгу Рамбама для всеобщего синхронного изучения. Книга "Яд хазака" или "Мишне Тора" — это единственная книга в среде традиционной еврейской литературы, которая охватывает всю Устную традицию. Написана она кратким и ясным языком, что делает ее доступной каждому еврею. Но главная цель изучения Рамбама — объединить всех евреев в изучении Торы, что является необходимым условием для скорейшего прихода Мошиаха.

Как всегда очень интересно выступил раввин Берл Лазар. Ему было предоставлено почетное право завершить и одновременно начать книгу "Мишне Тора". Берл Лазар подробно остановился на последней главе книги, которая полностью посвящена теме прихода Мошиаха. В частности, Рамбам пишет, что во времена Мошиаха евреи получат полную независимость, они будут посвящать все свое время изучению Торы и все народы мира признают единство Творца, но изменения естественного хода событий не произойдет. На что раввин Лазар привел множество высказываний из Талмуда, мидрашим и самого Рамбама, откуда явствует обратное: с приходом Мошиаха многое изменится в природе вещей, например "оживление мертвых". Объяснение этого противоречия можно найти в беседах Любавического Ребе, согласно которому Рамбам считает, что будет два этапа эпохи Мошиаха. Первый — когда естественный ход вещей не потерпит изменений, и второй — когда все же мир преобразится. В конце своего выступления раввин Лазар подчеркнул, что Рамбам описывает лишь ход событий, связанный с наступлением конечного времени прихода Мошиаха, но евреи могут заслужить это и раньше, тогда же приход Мошиаха будет моментальный, как говорится в Пророках, все евреи вместе с Мошиахом устремятся в Израиль на облаках Славы.



Паузы между выступлениями раввинов заполнялись хасидскими мелодиями, песнями и танцами. В конце была проведена лотерея, где разыгрывались книги Рамбама, после чего весь многочисленный народ спустился на первый этаж в ресторан, где состоялся хасидский фарбренген, затянувшийся практически до утра.

Вообще ни у кого из присутствующих на этом торжественном собрании не осталось сомнения, что праздник окончания следующего 20-го цикла изучения книги Рамбама будем уже праздновать в восстановленном Третьем Храме в Иерусалиме.





{* *}