Top.Mail.Ru

Битва титанов

26.06.2002

В Петербурге в рамках Невского книжного форума проходят встречи с писателями. Отчасти это напоминает проходившие в Советском Союзе Дни поэзии: возрождение традиции творческих встреч в книжных магазинах города для раздачи автографов и презинтаций новых книг.

Владимир Войнович для презинтации своей книги “Портрет на фоне мифа” выбрал интернет-клуб “Quo vadis?”, место, хотя и новое, но уже вписавшееся в культурный контекст и устраивающее подобные мероприятия регулярно (в частности, там проходила встреча с Борисом Акуниным).

Напомню: Владимир Войнович — автор известных романов “Приключения солдата Чонкина” и “Москва 2042”. С “Москвой…” и связано появление новой книги Войновича “Портрет на фоне мифа”, книге о рельном Войновиче и мифическом Солженицыне. Герой романа “Москва 2042”, Сим Симыч Карнавалов, которого многие читатели отождествили с Александром Исаевичем, по словам автора, образ, безусловно, собирательный и “придуманный из головы”, а вот героями нынешней книги являются эпоха, миф о Солженицыне и сам Владимир Войнович.

В книге описаны события личной и творческой жизни писателя, так или иначе связанные с Солженицыным. Все стадии мифологизации Солженицына подробнейшим образом проанализированы: Великий писатель Земли Русской, Великий мыслитель, Великий спаситель. Разобраны литературные успехи и неуспехи Солженицына в сопоставлении с другими писателями, разрабатывавшими лагерную тему (Шаламовым и Гроссманом).

Не обойдено высказыванием и последнее произведение Александра Исаевича “Двести лет вместе”, а точнее, не обойден “еврейский вопрос”. В книге по этому поводу прибавилась отдельная глава (“Примечание по ходу дела”), в которой русский писатель Владимир Войнович, еврей по матери, проживающий в памятном немецком городе Мюнхене, весьма убедительно показывает, что Солженицын расист, антисемит и ксенофоб. “Подчеркивая постоянно свою русскость и свою заботу о русских, он уже одним этим разжаловал себя из мировых писателей в провинциальные”.

Надо заметить, что наибольший интерес у журналистов вызвало, как всегда резкое, высказывание Владимира Войновича о пропаганде в России ложного героизма. По мнению писателя, часто показываемые фильмы “Броненосец Потемкин”, “Щит и меч” и т.д. создают у незнающей истории молодежи ложное представление о той эпохе. “Нельзя романтизировать то время, когда мой отец сидел в тюрьме” и вообще “честный человек коммунистом быть не может”…

На вопрос о том, почему же в Германии так любят показывать документальные фильмы о Гитлере, Войнович ответил, что в них “Гитлер выглядит кретином, и немцы это видят”. Почему-то нашей молодежи он в критическом видении и знании истории отказывает.

Нынешняя ситуация в России представляется писателю продвижением к новому культу личности, создаваемым СМИ, из которых “возникает ощущение, что тогда в СССР было все в порядке”. Россия по–прежнему боится сбросить золотого тельца с пьедестала. “Имя Солженицына все еще одним людям внушает почтительный трепет, другим мистический страх. Правду о нем раньше нельзя было говорить по одной причине, а теперь по другой, но мало отличимой от первой. И с похожими последствиями…”

Такое внимание к фигуре Солженицына, а точнее к мифу о нем, такое горячее желание к демифилогизации заставляет задуматься о том, почему автору так важна эта тема. Создается ощущение, что он не в состоянии отделить себя от от этого “человечища” и в каждой главе Войнович не столько пытается развенчать “Великого” (хотя и это ему удается), сколько убедить себя, Владимира Войновича, в собственном излечении от “солжефрении”.

Мириам Вольфсон

{* *}