Top.Mail.Ru

Мониторинг еврейской жизни(287)

06.03.2003

Тематический выпуск: «Компенсации жертвам Холокоста»

Введение
Невозможно оценить то зло, которое принес фашизм всему миру и, особенно, масштабы Катастрофы, пережитой еврейским народом. Ниже приводятся данные о жертвах Холокоста на территории СССР и Российской Федерации.

ТАБЛИЦА 1
Количество евреев, которое было уничтожено и умерло в результате
Холокоста на территории СССР

Республика 1941-янв.1942 Фев.1942-окт1943 Нояб1943-1945 Всего
Украина 540 000 860 000 30 000 1 430 000
Белоруссия 250 000 550 000 10 000 810 000
Молдавия 130 000 - - 130 000
Литва 180 000-185 000 25 000 10 000 215 000-220 000
РСФСР 69 000-90 000 75 000-80 000 - 144 000-170 000
Латвия 72 000-74 000 200 1 000 75 000-77 000
Эстония 1000 - - 1 000
Итого 1 242 000 – 1 270 000 1 512 000-1 517 000 51 000 2 805 000-2 838 000


ТАБЛИЦА 2
Количество жертв Холокоста на территории России
(в современных границах)

Регион Количество жертв
Мин. Макс.
Белгородская область 1750 2000
Брянская область 17000 22000
Волгоградская область 360 400
Воронежская область 1100 1100
Республика Кабардино-Балкария 30 50
Республика Калмыкия 1500 1800
Калужская область 100 150
Краснодарский край 205000 22000
Курская область 600 1000
Ленинградская область 410 5000
Московская область 150 200
Новгородская область 2100 210
Орловская область 1000 1200
Псковская область 5200 5500
Ростовская область 22000 26800
Рязанская область 20 50
Республика Сев.Осетия 3000 3300
Смоленская область 17600 19000
Ставропольский край 19700 25000
Тверская область 1250 1500
Тульская область 150 200
Итого 119 210 140 350


ТАБЛИЦА 3
Гетто и места временного содержания на территории Российской Федерации
и Республики Крым

Область, край, насел.пункт Дата создания Число узников Дата ликвидации (освобождения) Число жертв
Брянская область
Злынка 09.41 230 15.02.42 203
Карачев 10.41 100 12.12.41 100
Клетня ? 200 04.42 120
Клинцы 09.41 3000 12.42 2500
Мглин 01.42 600 02.032.42 560
Стародуб 10.41 800 01.03.42 800
Унеча 10.41 350 15.03.42 300
Кабардино-Балкария
Нальчик 11.42 >3000 01.43 20
Калужская область
Калуга 11.41 155 22-28.12.41 21
Курская область
Дмитриев-Льговский 11.41 20 023.43 16
Ленинградская область
Вырица 10-11.41 50 11.41 50
Новгородская область
Старая Русса 09.41 2000 09.41 2000
Орловская область
Орел 11.41 200 03-09.42 175
Псковская область
Бежаницы 10.41 120 ? 120
Великие Луки 09.41 59 10.41 59
Локия 09.41 70 02.42 50
Невель 08.41 2000 09.41 2000
Опочка 08.41 200 ? 200
Псков 08.41 >1000 01-02.42 1000
Пустошка 02.42 100 02.42 70
Себеж 09.41 150 03.42 97
Усвяты 10.41 160 28.01.42 30
Смоленская область
Велиж 11.41 2000 28.01.42 1583
Гусино 28.07.41 250 06.02.42 176
Захарино 10.41 600 05.42 500
Красный 08.41 100 08.04.42 30
Любавичи 09.41 500 04.11.41 483
Микулино 08.41 300 23.02.42 250
Монастырщина 10.41 1100 02.42 1000
Петровичи 08.41 500 02.06.42 350
Починок ? 200 21.04.42 60
Рославль 10.41 600 11-12.41 600
Рудня 08.41 1200 12.41 835
Смоленск 05.08.41 2000 15.07.42 1860
Татарск 10.41 600 10.41 600
Хиславичи 09.41 900 03.42 800
Шумячи 10.41 400 18.11.41 400
Ставропольский край
Ессентуки 08.42 2000 09-10.42 2000
Тверская область
Ильино 09.41 200 25.01.42 -
Ржев 11.41 Ок.50 Лето1942 38
Торопец 20.09.41 75 10-11.41 59
Крым
Джанкой 12.42 500 30.12.41 443
Евпатория 21.11.41 800 02.12.41 750
Феодосия 11.41 2000 04.12.41 1900
Ялта 04.12.41 1000 18.12.41 800

Миллионы загубленных, замученных уже не воскресить, ничем не компенсировать их страдания, как ничем не умалить и не облегчить горе их уцелевших близких.
Тем не менее, миллионы жертв нацизма были не абстрактной аморфной массой: каждый из них имел имя и фамилию, многие фамильное серебро и именной счет в банке, а некоторые владели недвижимостью.
Прежде чем нацисты приступили к систематическому уничтожению еврейства, они провели массовые ограбления сначала немецких евреев, а затем евреев оккупированных ими стран. Поэтому участие в процессе послевоенного материально-правового урегулирования как самих евреев, уцелевших после Холокоста, так и представляющих их интересы еврейских организаций вполне естественно и закономерно.
К легитимным формам урегулирования послевоенных притязаний относятся:
1. репарации, или возмещение ущерба от боевых действий в той или иной форме (денежной, имущественной, трудовой и т.д.). Они устанавливаются или регулируются международными договорами;
2. реституция, или возврат имущества, неправомерно захваченного и вывезенного воюющими государствами с территории противника. Объектами реституции могут быть любые собственники — государства, юридические лица, физические лица.
3.компенсации, то есть попытка возмещения разнообразного и, как правило, невосстановимого ущерба каким-то иным способом, чаще всего денежным. Как правило, она имеет под собой четкую правовую базу (национальный закон, международный договор и т.д.), а ее объектами являются преимущественно гражданские (физические) лица.
За теми или иными жестами доброй воли, которые та или иная сторона по взаимному согласию делает в отношении другой и которые прямо не вытекают из правовых обязательств первой, в последние годы закрепилось обозначение гуманитарное урегулирование.
Мирное время потребовало от стран и народов поиска способов цивилизованного урегулирования послевоенных притязаний. Позицию Германии в данном вопросе наиболее точно оценил Алесь Адамович: «Мужественно взяв на себя все моральное и материальное бремя добровольного покаяния и правопреемства по отношению к историческому чудовищу — Третьему Рейху, Федеративная Республика Германия показала, что она не на словах, а на деле готова предпринимать шаги, направленные на материальное урегулирование последствий войны, на нравственное преодоление нацистского прошлого и на духовное возрождение немецкого народа. Цепко отстаивая свои интересы во время международных переговоров, она, с учетом сделанных по ее настоянию поправок, всегда признавала свои обязательства перед жертвами нацистских преступлений, которые были зафиксированы в международных договорах, а признав — всегда и неукоснительно их выполняла.»

Из истории вопроса о компенсациях

Председатель Еврейского агентства для Палестины Хаим Вейцман обратился 20 сентября 1945 года к правительствам США, Великобритании, СССР и Франции с призывом максимально учесть интересы евреев в этом процессе. В заявлении Вейцмана был, в частности, впервые сформулирован основополагающий принцип всех последующих реституций: все изъятое возвращалось владельцам или компенсировалось им. Если владельцев уже не было в живых или они пропали без вести, то их права переходили к авторитетным еврейским организациям и расходовались на нужды реабилитации здоровья переживших Холокост и их расселения в Палестине.
Материальные претензии, предъявленные еврейскими организациями после войны, состояли из притязаний, во- первых, на компенсацию уцелевшим за потерю близких и выпавшие на их долю страдания; во-вторых, на реституцию имущества, отнятого нацистами, или компенсацию за него и, в-третьих, на возмещение всех расходов на содержание еврейских перемещенных лиц в лагерях после войны и на их реинтеграцию в мирную жизнь (одной из важнейших форм которой был переезд в Палестину).
Основные усилия международных еврейских организаций были сосредоточены на реституции и компенсации, и в центре этих усилий стояла борьба за урегулирование прав собственно немецких евреев, хотя граждане западноевропейских стран, в том числе и самой Германии, составляли явное меньшинство среди жертв Холокоста.
Подавляющее же большинство убитых евреев были гражданами довоенной Польши, СССР, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Правительства этих стран проявляли нарочитое отсутствие интереса к этой проблематике.
Особое положение заняли вопросы возвращения неидентифицируемой собственности (при отсутствии живых законных владельцев и их наследников) . Такого рода еврейская собственность была двух видов: остатки еврейских ценностей, сохранившиеся в концентрационных лагерях и лагерях смерти, а также капитал и недвижимость, принадлежавшие депортированным и уничтоженным евреям. Что касается первых, то союзники продавали их за твердую валюту и 90 % выручки передавали еврейским благотворительным организациям; что касается вторых, то тем же организациям передавались права на них.
В то же время все евреи потеряли при нацистах свое здоровье, потеряли родных и близких, их собственная жизнь была под постоянной смертельной угрозой — единственно в силу того, что они евреи. Для многих из них вопрос об индивидуальных денежных компенсациях являлся не только актом справедливости, но и вопросом элементарного выживания. Было ясно, что страна, вставшая на путь геноцида евреев, обязана взять на себя все расходы, связанные с денежными компенсациями за перенесенные ими страдания.
Целый ряд проблем, относившихся к компенсациям жертвам нацизма, обрел свою правовую поддержку в Федеральном законе о компенсациях, который был принят ФРГ 18 сентября 1953 года.
При всех своих сильных сторонах Федеральный закон ФРГ о компенсациях, несомненно, был и определенным политическим и экономическим компромиссом. Компенсации подлежали далеко не все виды ущерба и потерь: в частности, совершенно без внимания остались человеческое страдание как таковое, душевные муки, психические и нервные заболевания. Никоим образом не компенсировался и принудительный труд как таковой (не рассматривался он и как отчуждение свободы). Правда, принудительные рабочие имели право требовать от своего бывшего «работодателя» компенсацию через общегражданский суд, но судебная практика того времени не оставляла ему никаких шансов на успех. По некоторым из предусмотренных видов выплат существовали весьма существенные ограничения или условия, возникали многие терминологические трудности (например, что считать и что не считать гетто).
Коллизия интересов возникла между ФРГ и Австрией. По мнению правительства ФРГ, Австрия, в свое время достаточно активно соучаствовавшая в преступлениях нацистов, должна нести за это свою долю ответственности и, принять участие в процессе компенсации. Австрия же считала себя оккупированной Германией и отказывалась нести ответственность за преступления Рейха. Данная позиция имела место до 1995 года.
СССР замалчивал факт Холокоста и от всех компенсаций отказался. Первые компенсации стали возможны только после падения коммунистического режима. При этом бульшая часть евреев-жертв нацизма, не эмигрировавших в другие страны, так и не дожила до момента выплат.

Организации, осуществляющие компенсационные программы
в Российской Федерации
Кляймс Конференс (Claimes Conference)

26 октября 1951 г. представители 22 известных еврейских организаций собрались в Нью-Йорке и учредили новую организацию, сыгравшую в дальнейшем колоссальную роль в вопросах компенсаций – Конференцию по материальным претензиям евреев к Германии – The Conference on Jewish Material Claims against Germany,Inc.
Первый протокол с Claimes Conference предусматривал внесение поправок в немецкое законодательство о реституции и компенсации в том числе, уполномочие Claimes Conference на осуществление выплат по закону о компенсации и ряда других важных функций. Согласно второму протоколу, Германия обязалась перечислить Claimes Conference 450 млн. DM (или 110 млн. долларов) не позднее 1965 года. Эти средства были использованы для воссоздания сотен еврейских общин, институтов и организаций, а также учреждений образования и культуры в 39 странах мира, в том числе в Израиле (в частности институт и мемориал Яд-Вашем), США и Европе. 10 млн. долларов было выделено на создание Мемориального Фонда еврейской культуры (Memorial Foundation for Jewish Culture).
В 1965 году срок действия Федерального закона о компенсациях на основании которого не менее 270 тыс. евреев регулярно получали пожизненные пенсии, истек.
В 1980 году ФРГ и Claimes Conference договорились об образовании новой программы помощи — специального «Фонда Лишений» (Hardship Fund, или Claimes Conference' Hardship Fund) для поддержки тех, кто не успел или не смог подать заявления до 1965 года. Они могли претендовать на получение одноразовой компенсации в размере 5000 DM. По данным на конец 1998 года, помощь по этой программе получили 181 428 уцелевших евреев. По мере расширения круга лиц, правомочных получать помощь от Claimes Conference, за счет все новых и новых категорий, постоянно росли и суммы выплат. Если первоначально предполагалось, что деятельность Claimes Conference будет ограничена во времени (в частности, 1969 годом), то сейчас временных ограничений на ее деятельность не установлено.

Деятельность в России и СНГ

Наконец, в 1998 году правительство Германии и Claimes Conference договорились об учреждении еще одной программы для компенсации еврейским жертвам нацизма — для резидентов центрально- и восточноевропейских стран и бывшего СССР (многие из них много претерпели не только от нацистов, но и от коммунистов). До этого времени они были начисто отрезаны от каких-либо форм компенсации и за все перенесенные страдания не получили ни копейки. К маю 1999 года поступило более 11 тыс. заявлений. В СНГ таких заявителей, по ориентировочным данным, насчитывалось около 7 — 8 тыс. чел., из них в России — не более 1200 — 1300 чел. На осуществление этой программы, запущенной с 1 января 1999 года и рассчитанной на четыре года, правительство ФРГ выделило 200 млн. DM. Компенсации распространяются на евреев, которые не менее 6 мес. были в концлагере или лагере принудительного труда для евреев (лагеря должны быть признаны немецким правительством), или не менее 18 мес. находились в гетто (статус гетто определяется Bundesentschaedigungsgesetz). Либо не менее 18 мес. прятались на оккупированной территории, не покидая места укрытия, в полной изоляции от окружающего мира. Размер выплаты — DM 250 ежемесячно.
Следует отметить, что размер выплат вдвое меньше аналогичных выплат для жертв Холокоста в Западной Европе
. В тот момент когда определялся размер компенсационных выплат очевидно учитывалась определенная разница в стоимости «потребительской корзины» в бывших социалистических странах. Это в принципе некорректный подход, а в связи с резким удорожанием жизни в последующие годы (особенно медицинского обслуживания и лекарств)- размер компенсации приобрел дискриминационный характер.
Применительно к СССР, часть территории которого находилась под оккупацией не годы, а лишь месяцы, малоцелесообразен и критерий 18-месячного пребывания в гетто или в укрытии, т.к. люди могли провести там практически все время оккупации, ежедневно подвергаясь смертельной опасности, но все равно не войти в число правомочных на получение компенсации.
В настоящее время Claimes Conference ведет с правительством Германии переговоры о снятии или ослаблении некоторых ограничений. В частности, обсуждаются вопросы:

  • о признании в качестве концентрационных ряда лагерей, не входящих в официально утвержденный их перечень,
  • о снятии ограничений по возрасту при проживании под чужим именем,
  • о снятии или снижении ограничений по минимальному времени нахождения в гетто,
  • о признании в качестве гетто также и не огороженных мест насильственного и концентрированного проживания евреев и некоторые другие.

Фонд взаимопонимания и примирения

Постановлением премьер-министра РФ В.С.Черномырдина № 1116 от 4 ноября 1993 года был образован «Фонд взаимопонимания и примирения Российской Федерации» — государственное некоммерческое учреждение, созданное «в целях оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим от нацистских преследований, и выплаты им компенсации за счет средств, предоставленных ФРГ»
Постановление предусматривало начало выплат уже 1 марта 1994 года. Однако «Положение об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям», определявшее категории лиц, имеющих право на получение компенсации и их размеры, было принято лишь спустя 10 месяцев после образования Фонда. Общая сумма денежных средств составила 400 млн.DM
Категорий было выделено четыре:
I. Несовершеннолетние узники (в возрасте до 18 лет на момент применения к ним нацистских преследований), находившиеся, а та же рожденные в нацистских концлагерях, тюрьмах, гетто (с лагерным режимом, трудовых лагерях и других местах принудительного содержания и принудительного труда, расположенных как на территории Германии и ее союзников так и на оккупированных территориях бывшего СССР или других государств, подвергшихся немецкой оккупации;
II. Совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто (с лагерным режимом);
III. Лица из числа гражданского населения, насильственно вывезенные с территории бывшего СССР на принудительные работы в Германию, в союзные с ней страны и оккупированные ими государства, в возрасте старше 18 лет, содержавшиеся в условиях лагерного режима;
IV. Лица, указанные в третьей категории, но не содержавшиеся в условиях лагерного режима (работавшие на предприятиях, в сельском и домашнем хозяйстве).
Данные критерии содержали целый ряд дискриминационных противоречий, которые позднее отразились и на суммах выплат.
Первые выплаты начались с августа 1994 г. в 15 регионах России. К октябрю 1995 года компенсацию получили 110 тыс россиян, а на 1 февраля 1997 года – 217 тыс. чел. Средняя величина выплат составила 960 DM, а всего на выплаты было израсходовано 209 млн.DM. (ок.52% уставных средств). Размер компенсаций должен был составить для следующих категорий:
— заключенным концлагерей (согласно официальному перечню концлагерей) и гетто — 15 тыс DM..
-заключенным так называемых иных мест принудительного содержания, близких по условиям к концлагерям — до 6 000 DM,
— бывшим принудительным работникам промышленных предприятий — до 4200 DM.
Отказ был дан в 2,5% случаев. К 1 ноября 1998 года в Фонд поступило уже более 325 тыс. заявлений (сколько из них было от евреев выяснить в Фонде не удается < комм. ИАД ФЕОР> ). По ним было вынесено 320,5 тыс. положительных решений. Итого выплаты по «первому кругу» составили более 300 млн. DM.
Оставалось еще 100 млн. DM и 8 января 1998 г. было принято Постановление Правительства РФ № 12 «О частичном использовании остаточной суммы средств Фонда взаимопонимания и примирения для оказания дополнительной материальной помощи лицам, пострадавшим от нацистских преследований». Планировались выплаты по «второму кругу» в форме доплаты 30% к ранее начисленной сумме. Однако последнему — случиться было не суждено. Получив от Германии деньги, Фонд вложил их в 5 коммерческих банков, где, по признанию заместителя председателя правительства России Валентины Матвиенко, «имел место определенный риск при размещении денежных средств …и приобретении ценных бумаг». В итоге процесс выплат был приостановлен.
Можно считать, что ѕ выделенных государством Германия денег было выплачено. Однако целый ряд категорий жертв нацизма остался неохваченным, да и размер выплаченных компенсаций был несопоставим с масштабами причиненного вреда.
За бесплатный труд, благодаря которому богатели промышленные предприятия Третьего Рейха благополучно существующие и сейчас, нужно было платить. С инициативой об учреждении нового фонда выступили «Дойче банк», «Дрезднер Банк», промышленные концерны «Байер АГ», «БАСФ АГ», «БМВ АГ», «Даймлер-Крайслер АГ», «Сименс АГ», «Фольксваген АГ» и др. Со временем список вырос в сотни раз. На собранные средства был создан Фонд «Память, ответственность и будущее», а организацией, которая будет осуществлять выплаты в России – назначен «Фонд взаимопонимания и примирения». Был утвержден «Порядок назначения и осуществления выплат лицам, привлекавшимся национал-социалистским режимом к рабскому и принудительному труду». Для осуществления компенсационных выплат в Российской Федерации фонд «Взаимопонимания и примирения» получил 835 млн.DM.Основные категории, получившие право на компенсации:
Содержавшиеся в концентрационных лагерях и гетто, согласно прилагаемого перечня – 15000 немецких марок (категория А «Закона о Фонде»);
Содержавшиеся в «иных местах заключения», в которых, как правило, использовался принудительный труд, находившихся как на территории Германии в границах 1937 года, так и на оккупированных ею территориях других стран в соответствии с прилагаемым перечнем мест принудительного содержания (Приложение 2) – 6000 немецких марок (категория А «Закона о Фонде»);
Депортированные на территорию Германии в границах 1937 года или на оккупированные Германией территории европейских стран и использовавшиеся как принудительные работники на предприятиях промышленности, транспорта, государственном или частном секторе, за исключением государственных и частных учреждений сферы обслуживания, коммунального хозяйства, почты рейха, здравохранения, образования, культуры, торговли, ремесел – до 4200 немецких марок (категория Б «Закона о Фонде»);
Депортированные на территорию Германии в границах 1937 года или на оккупированные Германией территории европейских стран и использовавшиеся на принудительных работах в государственных и частных учреждениях сферы обслуживания, коммунального хозяйства, почты рейха, здравохранения, образования, культуры, торговли, ремесел – до 1500 немецких марок (категория Б «Закона о Фонде»);
Детям, не достигшим 12-летнего возраста на дату освобождения и находившимся в концлагерях и гетто сумма выплаты равна сумме выплаты для взрослого узника концлагеря или гетто независимо от возраста (категория А «Закона о Фонде»).
Детям, не достигшим 12-летнего возраста на дату освобождения, которые были помещены в одно из признанных «иных мест заключения» сумма выплаты равна сумме выплаты взрослого узника признанного «иного места заключения» (категория А «Закона о Фонде»).
Дети, не достигшие 12-летнего возраста на дату освобождения, которые были депортированы со своей родины на территорию Германии или оккупированных ею европейских стран и привлекались к самостоятельному принудительному труду, получают сумму равную сумме выплаты по взрослой категории (категория Б «Закона о Фонде»).
Пребывание в военном плену не дает права на получение выплаты. Лица из числа бывших военнопленных имеют право на получение выплаты только в тех случаях, если они содержались в концентрационном лагере, либо утратили статус военнопленного и в статусе гражданского лица привлекались к принудительному труду.
Право на выплаты «за прочий ущерб, причиненный личности» имеют, прежде всего, лица, которые подверглись особенно жестоким противоправным деяниям со стороны национал-социалистов. К этой категории относятся лица, над которыми проводились медицинские эксперименты; дети, находившиеся в приюте для детей принудительных работников, где был причинен тяжелый ущерб их здоровью, а также родители, потерявшие своего ребёнка в приюте для детей принудительных работников. На указанную выплату могут также претендовать лица, здоровью которых в связи с иным национал-социалистским беззаконием был причинен особо тяжёлый или тяжёлый физический или психический ущерб, результатом чего стало хроническое нарушение их физического/психического состояния.
Прием заявок на компенсации от немецкого фонда «Память, ответственность и будущее» закончился 31 декабря 2001 года. О том, что началась «вторая волна» распределения немецких денег широкой информационной кампании не было. Получить данные о том, как распределяются 835 млн.DM не представляется возможным, поскольку «Фонд взаимопонимания и примирения» подобную информацию не раскрывает.
В данный момент «Фонд взаимопонимания и примирения» уже занят распределением средств Австрийского Фонда «Примирение, Мир и Сотрудничество».
Несмотря на то, что официально срок подачи ходатайств о компенсациях из немецкого фонда «Память, ответственность и будущее» истек, лица относящиеся к вышеозначенным категориям могут подать заявления в которых будет ссылка на обстоятельства не позволившие им обратиться в Фонд в оговоренные сроки. К таким обстоятельствам могут, например, относиться значительное ухудшение здоровья или продолжительная болезнь, отсутствие средств связи и информации в течение года и т.п.

Урегулирование со швейцарскими банками

Не все жертвы Холокоста, оставшиеся в живых или их наследники подпадают под условия Урегулирования. На компенсацию от швейцарского фонда, в соответствии с решением судьи Эдварда Кормэна (США), могут претендовать евреи следующих категорий:
Имел активы (включая счета в банках, ценные бумаги, и ценности в сейфах) на счетах любого швейцарского банка, фонд капиталовложений, или у прочих хранителей до 9 мая 1945 г.
Можно подать иски против частных организаций Швейцарии в отношении активов, которые были награблены или изъяты нацистами, или в отношении "Скрытых активов", которые были скрыты частными организациями Швейцарии для компании "Аксис", органа или частного лица, связанного с нацистским режимом в период между 1933 и 1946 г.г. (Категория награбленных активов),
Выполняли рабский труд для компаний и прочих органов, которые могли положить в банки прибыль или доход, или перевели данные прибыль и доход через швейцарские организации. (Категория Рабского Труда I),
Безрезультатно пытались въехать в Швейцарию во избежание преследования со стороны нацистов, или при въезде в страну были депортированы или с ними плохо обращались; в этом случае они могут иметь связанный с данными обстоятельствами повод для подачи иска против любого органа Швейцарии. (Категория Беженцев).
Лиц, которых принудили к рабскому труду на любом предприятии или рабочем участке, не важно, где он размещался, но который находился во владении, под контролем и управлением любой из швейцарских компаний или прочего органа (Категория Рабского Труда II).
Особый интерес представляет категория «лиц, чье имущество было разграблено немцами…». Для данной категории не предусмотрена подача исков. Нуждающиеся могут претендовать на получение продуктовых наборов, медицинской помощи и экстренных денежных пособий от организаций, реализующих гуманитарные программы. В России данными программами занимается Джойнт через Хеседы.

Хеседы

Поскольку нацистами была разграблена собственность многих еврейских организаций не имеющих реальных правопреемников в современном обществе, то денежные средства выделяются ныне действующим еврейским организациям для оказания помощи жертвам нацизма.
Более 100 млн. долларов, получил за последние годы Джойнт от Claimes Conference на создание и поддержание системы «Хесед». Денежные средства были выделены правительством Германии в качестве компенсации за эксплуатацию еврейской общинной собственности в Восточной Германии. Более 200 тысяч клиентов системы «Хесед», естественно, никак ни в прошлом, ни в настоящем не связаны с указанной собственностью в Восточной Германии, тем не менее, именно они пользуются данным видом компенсаций.
На ряду с этим Джойнт получает деньги и по плану урегулирования с швейцарскими банками.
Жертвы нацизма имеют приоритетное право при получении услуг. Приоритетное право позволяет получать услуги в первоочередном порядке, при одновременном соблюдении следующих критериев:
Критерия национальности (по определению местной общины)
Являться пенсионерами или инвалидами
Подпадать под критерий материальной нуждаемости.
Если с соблюдением критериев национальности и возраста проблем нет, то критерий «чистого дохода», по которому определяется материальная нуждаемость, является весьма субъективным.

Результаты исследования

Информационно-аналитический Департамент ФЕОР поставил цель выявить положение дел с выплатой компенсаций евреям — жертвам нацистского режима, проживающим на территории Российской Федерации. Исследование проводилось в 48 городах 7-ми федеральных округов.

ТАБЛИЦА 4
Данные из общин ФЕОР


Город Узники Компенсации
Гетто К/лаг Фонд взаимопонимания и примирения Кляймс Конференс Швейцарские банки ХЕСЕД
Обращ. Получ. Отказ. Без ответа Обращ. Получ. Отказ. Рассмотрен. Получ. Без ответа Получ. Без ответа
Великие Луки 4 - 1 1 - - 3 3 0 - 1 3 4 0
Северодвинск 4 3 0 - - - 0 - - - 0 2 5 -
Петрозаводск 9 1 9 4 0 5 8 7 1 - - - - -
Псков 10 - - - - - 10 10 0 - - - 10 0
Санкт-Петербург 270 20 270 200 - 70 270 120 - 150 270 - 290 -
Архангельск 1 1 1 1 0 - 1 1 0 - 1 1 1 0
Сыктывкар 0 2 0 - - - 2 1 - 1 - - - 2
Выборг 4 0 3 2 1 - 4 4 0 - 1 - 4 0
Калининград 17 3 20 2 - 18 20 12 0 8 - 20 20 0
Курск 8 1 3 1 0 2 4 2 - 2 1 - 9 0
Калуга 8 3 - - - - 8 8 0 - 0 4 8 3
Рязань 4 1 - - - - 5 5 0 - 0 1 1 4
Смоленск 5 2 - 2 - - 2 2 0 - 2 - 6 1
Владимир 2 - - - - - 2 2 0 - 2 - 0 2
Липецк 2 - - - - - 2 1 0 1 2 - 2 0
Орел 1 2 3 3 0 - 3 3 0 - - - 3 0
Кострома 2 - 5 5 0 - 2 1 0 1 1 0 2 0
Нижний Новгород 13 - 32 25 0 7 13 8 0 5 0 7 13 0
Казань 11 3 14 14 0 - 14 12 2 - 14 - 10 4
Сызрань 1 - - - 0 - 1 1 0 - - - 1 0
Йошкар-Ола 1 - - - - - 1 0 - 1 - - 1 0
Чебоксары 2 - - - - - 2 2 0 - - - 2 0
Ижевск 6 1 - - - - 7 7 0 - - - 7 0
Уфа 3 +25 - - - - - 12 10 2 - - - - -
Волгоград 47 3 50 25 - 25 3 3 0 - - - 50 0
Волжский 3 2 - - - - 4 2 0 2 3 3 3 0
Светлый Яр - 5 - - - - 4 - - 4 1 1 5 0
Ростов-на-Дону 8 1 - - - - 9 9 0 - - - 9 0
Таганрог 4+15 3 9 - 0 9 27 7 20 - 27 - 13 0
Майкоп - 7 7 7 0 - - - - - - - 7 0
Новочеркасск 1 1 - - - - - - - - - - - 2
Екатеринбург 32 3 32 25 0 7 28 18 0 10 - 7 27 5
Нижний Тагил 5 - 5 5 0 - 5 5 0 - - 5 5 0
Новоуральск 1 - - - - - 1 1 0 - - 1 1 0
Полевской 1 - - - - - 1 1 0 - - 1 1 0
Ревда 1 - - - - - 1 1 0 - - - 1 0
Серов 3 - - - - - 3 3 0 - - 3 3 0
Омск 7 - 6 4 0 2 6 4 2 - - - 7 0
Новосибирск 13 1 14 14 0 - 14 12 0 2 - 14 14 0
Новокузнецк 4 1 - - - - 5 5 0 - - - 5 0
Юрга - 1 1 1 0 - 1 1 0 - 1 - 1 0
Чита 2 1 2 - 0 2 - - - - - - 3 0
Красноярск 10 1 10 6 1 - 10 8 1 1 2 - 10 1
Благовещенск 1 - - - - - 1 - 0 1 1 - 1 0
Владивосток 8 1 - - - - - - - - - - 9 0
Корсаков 1 - - - - - 1 1 0 - 1 - - 1
Магадан - 2 1 - - 1 - - - - - - - 1
Находка 2 - - - - - 2 2 0 - - - 2 0
Итого 542 76 498 347 70% 2 149 30% 522 292 56% 28 6% 19038% 331 73 576 96% 26 4%

Данные по Москве и Московской области не приводятся, однако, об общих проблемах узников гетто и концлагерей удалось узнать из беседы с руководителем Московской еврейской ассоциации бывших узников гетто и концлагерей Ефимом Гологорским и Председателем Межрегиональной еврейской организации узников фашистских концлагерей и гетто «РУФ» Ароном Зусьманом.
Исходя из данных исследования, можно сделать следующие выводы:
1.Заявки, поданные в «Фонд взаимопонимания и примирения» на получение единоразовой компенсации удовлетворены только у 70% обращавшихся. При этом большинство заявок удовлетворены лишь наполовину, т.е получены выплаты либо от государства Германия, либо от «Фонда Память ответственность и будущее». Еще 1/3 заявок осталась без ответа.
Возможно, в будущем эти заявки будут отклонены в силу недостаточности документов, подтверждающих факт «пребывания».
120 узников вообще не подавали заявки на компенсационные выплаты от «Фонда взаимопонимания и примирения», поскольку не были проинформированы своевременно о деятельности такового.
2. Дополнительные пенсии в 250 DM ежемесячно от Кляймс Конференс получает около 50% обратившихся. Примерно 40% получили отказ. Основной причиной отказа в основном является недостаточный (по критериям ФРГ- 18 месяцев) срок пребывания в гетто. Однако на территории РСФСР гетто создавались на срок от нескольких дней до нескольких месяцев (см.Таблица 3 ), после чего узники либо ликвидировались /умирали от невыносимых условий, либо гетто освобождалось советскими войсками. Максимальный срок существования гетто на территории РСФСР – 11 месяцев (Смоленское гетто).
Так же проблемой является сбор архивных и подтверждающих документов.
3. Ряд узников был лишен гуманитарной и медицинской помощи от Хеседов, поскольку они являются работающими пенсионерами и не соответствуют критерию нуждаемости.

Возможные действия по помощи жертвам Холокоста:
Инициации проведения проверки деятельности «Фонда взаимопонимания и примирения», в т.ч. и выявление соответствия размеров выплаченных сумм реальным возможностям Фонда.
Совместное с Кляймс Конференс лоббирование в Германском правительстве следующих вопросов:

  • о признании в качестве концентрационных ряда лагерей, не входящих в официально утвержденный их перечень,
  • о снятии ограничений по возрасту при проживании под чужим именем,
  • о снятии или снижении ограничений по минимальному времени нахождения в гетто,
  • о признании в качестве гетто также и не огороженных мест насильственного и концентрированного проживания евреев и некоторые другие.
Проведение переговоров с руководством «Джойнта» о пересмотре/отмене критерия нуждаемости для работающих жертв нацизма (малолетних узников).
Необходимо содействовать утверждению Списка лагерей и гетто на территории Российской Федерации, подготовленного НПЦ «Холокост».
Поскольку подавляющее большинство узников страдает тяжелыми недугами, требующими лечения дорогостоящими медикаментами, актуальной может быть целевая программа помощи ФЕОР в приобретении лекарств, т.к. доплаты от Хеседа минимальны.
{* *}