Top.Mail.Ru

Между свастикой и традицией

10.04.2002

Ассоциация еврейских студенческих центров АРЕВИМ
и Московский еврейский общинный центр

Представляют новый проект
кино-клуб и новый фильм "Фанатик"
Режиссер Генри Бина

12 мая 2002 г. в 17:00

МЕОЦ, зал "Амфитеатр"
По вопросам приобретения билетов

Справки по тел.: 781 — 2386, 781 — 2387

«Фанатик» — провокационная история жизни молодого человека, способного пребывать в двух ипостасях сразу: еврея и нациста. Основанный на реальных событиях, фильм был поставлен Генри Бином.

Генри Бин родился в Филадельфии. Известен по фильмам «A Couch in New-York», «Deep Cover», «Internal Affairs», «Golden Eighties» и другим.

Что же подвигло продюсера снять фильм о самокритицизме? Бин считает, что многие видят еврейскую традицию самокритики как отвращение к самому себе, которое возникает, когда человек слишком углубляется в критику и становится ее жертвой. Но Дэнни Бэлинт, главный герой фильма, отнюдь не «типичный», ненавидящий себя еврейский нацист, так же как и Дэнни Боррос, на чьей биографии основан фильм. «Киношный » Дэнни ненавидит только чисто внешне: он ненавидит «их», евреев, особенно традиции и аспекты иудаизма, и борется за то, чтобы выделиться из этого мира несмотря на всю свою пассивность. Дэнни пытается сделать из себя другого человека. Правда, полностью он этого добиться не может: все его попытки не быть евреем дают обратный результат. Его самокритика видоизменяется, она не солипсистична (не перерастает в манию величия).

Генри Бин считает, что ненависть является одним из аспектов любви, и именно эту идею делает центральной в фильме. Гнев Денни то угасает, то воспламеняется и таинственным образом выражается страхом к иудаизму. Он не может этого осознать вплоть до середины фильма, пока не приходит в синагогу. Впервые, когда он предстает как нацист, все его действия как раввина касаются иудаизма. Его политика жизни такова: «Для того чтобы ненавидеть евреев, ты должен быть раввином. Для того чтобы быть раввином, ты должен любить еврейские учения». Вот такой получается парадокс.

Что же касается реального Дэнни, он был евреем, ненавидящим себя. Небольшого роста, коренастый, белокурый юноша с небольшим носом. Он начал с того, что стал насмехаться над своими еврейскими друзьями, восхищаться идеями Гитлера о высшей расе. Вскоре Дэнни позабыл, что он всего лишь шутил. Он вступил в американскую нацистскую партию, затем, поссорившись с ее лидером, Джорджем Линкольном Роквеллом, присоединился к Ку-Клукс-Клану. В 1965 году, в Бронксе, во время сборища Клана Дэнни был арестован. Впоследствии «Нью-Йорк Таймс» напечатала статью, где говорилось о том, что он еврей.

«Таймс» отправила репортера на интервью с Дэнни, где тот привел свои извращенные антисемитские аргументы. На вопрос, как он во все это верит, будучи евреем, Дэнни сначала отрицал свою национальную принадлежность, а, потом, сознавшись, пообещал убить журналиста и себя, если он все опубликует.

Статья вышла, и он ее прочитал, когда стоял на улице со своими друзьями-нацистами. Он сказал им, что «Таймс» назвала его евреем. Друзья поговорили с Дэнни. Похоже, для них это не было сюрпризом, и они не посчитали это ужасным. Видимо, друзья уже знали о его происхождении или, по крайней мере, подозревали. Но ничего не разубедило Дэнни. Он вбежал в свою комнату, поставил пластинку Вагнера и застрелился.

Генри Бин говорит, что в фильме он попытался показать внутренний мир и страдания фанатика. Он считает, что эта тема не мимолетная: «Каждый из нас испытывает противоречивые чувства к людям, группам и институтам, которые нам близки. Мы часто ненавидим то, что любим, просто потому, что любим. Когда любишь человека, ты можешь ненавидеть зависимость от него, нужду в нем, свою уязвимость. Мы отталкиваем любимого человека, часто с большим трудом, для того чтобы освободить себя от тех чувств, и, если нам повезет, принимаем их снова. Мы нуждаемся в противоречии. Без ненависти любовь ослабляется».




Марина Костылева

{* *}