25 августа в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева были торжественно открыты сразу две выставки известных израильских архитекторов и дизайнеров. Первая — «Future Continuous» (
«Непрерывное будущее» ) — представлена работами корифеев израильской архитектуры Михаеля Бурта и Давида Янная на основе изысканий 1957–2003 годов. Второй проект подготовили дизайнеры творческого объединения «I2D» (
«Innovation to design» ), основанного Алексом Падвой и Элишей Талем. Обе выставки продлятся до 18 сентября и проходят при поддержке «Джойнт» совместно с Еврейским агентством России и под эгидой посольства Государства Израиль.
Во время церемонии открытия представитель Еврейского агентства России Александр Черняков с радостью представил присутствовавших на церемонии Михаеля Бурта и Давида Янная. Оба они представляют направление, которое только-только начинает возрождаться после долгих лет забвения. Как выдающиеся архитекторы они сформировались еще в 1960-е годы — эпоху великих архитектурных экспериментов. Выдержав испытание временем, достигли того уровня, на который лишь сейчас выходят многие современные зодчие, двигаясь совсем другими путями. Бурт и Яннай разработали теорию архитектуры, имеющую немало общего с геометрией и бионикой. В основе этой гипергеометрической теории «основных генераторов формы» лежит идея вовлеченности человека в процесс любого развития. Потому проект так и называется: «Genetic Form Generators and Common Denominators Organized to Form Architecture».
Данная генетическая теория есть своего рода попытка взглянуть на архитектуру изнутри и основывается на постоянном поиске новых форм пространства, морфологии пространства. Видимо, этим и объясняется предложенное Михаелем Буртом название выставки — «Морфология структур в актуальном пространстве». Эта концептуальная архитектура находится в постоянном поиске изменений пространства независимо от времени, и в этом смысле Бурт сделал огромный вклад в развитие теории формообразования, разработав таблицу анализа форм. По словам Янная, эта «повторяющаяся таблица мира» имеет для мира архитектуры такое же значение, как таблица Менделеева — для мира химии, причем на ее развитие заметно повлияла русская архитектура 1920-х годов.
«Мы до сих пор мы опираемся на достижения этих пионеров — гигантов архитектурного творчества» , — заметил Яннай.
После официальной части гости отправились оценивать творчество израильтян в знаменитый Аптекарский приказ, где разместились самые знаменитые проекты израильских мастеров. Среди проектов Бурта — система мостов через реку Яркон (первое место на конкурсе); подводный жилой комплекс «Aquaville», представлявший Израиль на биеннале в Париже; павильон выставки для цветов Floris, а также «Синяя аллея» — система искусственных островов вдоль средиземноморского побережья Израиля, на территории которых могут разместиться до двух миллионов человек. Яннаю принадлежат проект института океанографии в Хайфе, построенный на основе квадратной модульной сетки, формирующей основные объемы; «Дом солдата» в Хайфе и проект «SEA-LINE» (жилой комплекс на воде).
Футуристические тенденции в дизайне весьма удачно продемонстрированы в работах Алекса Падвы, Элиши Таля, Сафи Хефеца и Эяля Кремера — авторов выставки «I2D», расположенной в анфиладе главного здания. Если вы считаете, что ваша стиральная машинка не слишком хороша, надоело пользоваться шариковой ручкой в условиях тотальной компьютеризации да еще и к косметологу лень ходить, тогда проекты «Innovation to design» — именно для вас. Здесь вы найдете цифровую ручку, пишущую по любой поверхности и запоминающую написанное как файл, компактный комплект «Peacock» для косметических процедур или цифровую книгу, листы которой представляют собой белые дисплеи с высоким разрешением.
По словам самих израильских дизайнеров, они заново создают вещи, давно зачисленные в разряд устаревших или фатально неизменных. Скажем, обновляя банальную стиральную машинку, они, сгорая от заботы о домохозяйках, включили в нее сразу два барабана — для одновременной стирки в двух программах (например, белого и цветного белья). Главный дизайнер творческого объединения «I2D» Алекс Падва — выпускник иерусалимской Академии художеств «Бецалель» и лондонского Royal College of Art. Он работал для многих известных фирм (таких, например, как «Peugeot» и «Mitsubishi»), а в 1995 г. его «Meteor» получил бельгийский приз Кортрийк как лучший туристический автобус года, а также награду за футуристический дизайн и премию нью-йоркского «I.D. Annual, Design Review».
Для общей характеристики произведений израильских гостей, наверное, как нельзя лучше подойдут слова Давида Янная, произнесенные им на церемонии открытия:
«Мы живем в эпоху искусственной эволюции — пытаемся искусственным путем ускорить естественное развитие мира. И то, что представлено на этой выставке, является составляющими элементами этой эволюции».