В 1976 году Гасан Борисович закончил Азербайджанский государственный университет им. С.М.Кирова по специальности “правоведение”, а в 1989-м — Московский институт управления им. С.Орджоникидзе (факультет “Организация управления научными исследованиями”). Он выпускник Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1995), доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ (1994), профессор, академик РАЕН, ректор и академик Российской академии адвокатуры, академик Международной академии информации ООН. Женат, имеет троих детей.
Свое выступление Мирзоев начал с рассказа о своем жизненном пути.— У меня в паспорте было написано: “тат”. Тат — это, как известно, те, кого мы сегодня называем горскими евреями. На татском языке мы называемся “джу ри”, что в переводе означает “душа, говорящая Б-жье слово”. Но по-азербайджански определение “горские евреи” звучит не очень приятно — примерно так же, как “жид” по-русски. Нас называют “йехуди”.
Само собой разумеется, имея такую национальность, на юридический факультет Азербайджанского университета поступить было почти невозможно. К счастью, мне это удалось, и в 1963 году я уехал в Баку — город, где я родился в 1947 году, но позже моего отца, строившего дорогу из Баку в Ставрополье, перевели по работе в Грозный. Так что в первый класс я пошел в Ставропольском крае. Это было послевоенное время, мы с ребятами часто находили осколки снарядов, гильзы, немецкие автоматы. А вот нормальной одежды вообще никто не мог себе достать — ничего не было. В пятом–шестом классах я в школу ходил в шароварах, хотя был, как сейчас принято говорить, из крутой, богатой семьи. Мой отец был очень уважаемым в Баку человеком. Кстати, наша фамилия очень древняя и известными людьми были все мои предки. Прадед был раввином. Да и дед был личностью заметной, сочетая богатство со щедростью. Когда он шел по улице, на его пути выстраивались толпы людей, которые, зная о его готовности оделить каждого, ждали подаяния. Правда, умер он молодым, в 1948 году, в возрасте где-то 55–56 лет.
Поступать на юрфак я решил не сразу: в детстве мечтал стать моряком. Моряком стать не получилось, зато по распределению райкома комсомола меня направили в районную милицию. Так что к моменту поступления в университет у меня уже было три года стажа на заводе [
свою трудовую деятельность Гасан Борисович начал в 1966 году рабочим Бакинского завода железобетонных изделий, —
Е.И. ] плюс два года работы внештатным сотрудником в милиции.
Присутствовавшие на вечере задали Гасану Борисовичу множество вопросов.— Вы можете прокомментировать последние выборы в Государственную Думу? Как их результат повлияет на дальнейшую судьбу России? — Я давно понял, что давать оценку политическим событиям — дело неблагодарное. Вот, например, что в блоке “Родина” полным-полно самых настоящих фашистов, я могу сказать прямо, открыто и где угодно. Что касается “жириков” и всего с ними связанного, то про них вы и сами все знаете. Все они обманывают народ, своих избирателей. Что такое люди, выступающие за русских в России? Это враги русских — я понимаю это только так. Защищать Россию можно лишь учитывая и соблюдая права всех других народов, говорящих на русском языке. Это — основа, и эта идея заложена в Писании.
Хоть в Писании и сказано, что евреи — избранный народ, это вовсе не значит, что они лучше других. Это означает, что Б-г возложил на них огромную ответственность за все человечество. Б-г увидел, что они находятся под властью рабской идеологии, и захотел избавить их от нее. Потому-то Он и водил их сорок лет по пути, который, как сейчас установлено, можно было проделать за неделю. Не каждому дано встать с утра и начать молиться. Я сам с детских лет этому научен. “Шма Исраель” могу по-русски прочесть с закрытыми глазами. Мы должны ценить нашу Тору, благодаря которой мы смогли сохраниться как единый народ. Сейчас Государство Израиль ведет политику, при которой на передний план выдвигаются материальные блага, делается упор на светское государство. Но я все равно верю, что когда-нибудь в Израиле наступит время, которое в религиозных кругах принято называть “восстановление престола Давидова”, когда вновь осознают все значение Б-га, и это будет сопровождаться возведением Храма в Иерусалиме.
В одной из своих книг я как раз пытался ответить на вопрос о смысле человеческой жизни, учитывая ответственность нашего народа. Так вот там я написал, что смысл этот — в личном самосовершенствовании человека, в совершенствовании его души, в постоянном духовном обогащении. Мы должны быть благодарны ортодоксальным евреям, сохранившим для нас все эти традиции. Возможно, многие обычаи и традиции устарели, и сейчас уже нет тех раввинов, которые жили две тысячи лет назад и могли бы отменить тот или иной устаревший обряд. И, тем не менее, благодаря этим людям мы продолжаем стремиться к сохранению души, духовности и нашей земли.
Прошу меня извинить за это философское отступление. Просто я уже говорил, что стараюсь воздерживаться от каких-либо комментариев относительно нашей власти и политической жизни. Что такое “Родина” — вы сами понимаете… Вот могу вам сказать о партии “Единая Россия”. Там тоже есть свои немцовы, явлинские — нормальные порядочные люди. И нет никакого национализма и антисемитизма… Кстати, должен заметить, что в России сегодня впервые за всю историю ее существования сложились самые благоприятные условия для евреев (несмотря на взрывы и теракты): строятся синагоги, еврейские центры. Другое дело — бытовой антисемитизм. Он есть и никуда, к сожалению, не уйдет.
— Что вы можете сказать об российской адвокатуре? — В целом она не имеет тех прав, какими обладает, скажем, европейская. Нередки случаи нарушения адвокатской этики. Но, несмотря на это, на пути к совершенствованию этой системы сделано уже много, принят ряд важных законов.
— Вы упомянули, что ваш отец — религиозный человек, как и вы сам. Как вам удается сочетать вашу веру с профессиональной деятельностью? — Очень хороший вопрос. Действительно, сочетать очень трудно. В 1972 году я был получил награду за отвагу на пожаре (тогда я служил в одном из азербайджанских противопожарных подразделений и участвовал в тушении пожара под Москвой) и после этого стал членом КПСС: вы и сами знаете, что всех нас с детства учили в то время тому, что главная власть — власть советская. С сознанием этого я и существовал. Но как я смог сочетать… Вы знаете, в нашем доме всегда соблюдались все обряды и праздники: всегда праздновали Йом Кипур, Хануку, Песах. В 13 лет у меня как положено была Бар-Мицва. На свадьбу делали хупу. Раз в месяц я посещал синагогу. В нашем доме всегда была маца, которую моей маме удавалось доставать в любых условиях. Конечно, это было очень опасно. Ведь если комсомольца замечали идущим в церковь или синагогу, его сразу же исключали. Но меня такая участь миновала.
— Считаете ли вы последние парламентские выборы демократичными? — Я поначалу думал, что что-то там было не то. Но один хорошо информированный человек из Центризбиркома сказал мне, что все было честно, по законам демократического общества. Там сплошная автоматика, то есть обдурить невозможно.
— Почему вы ушли из СПС? — Как истинный Стрелец, предпочитающий правду, на одном из заседаний Федерального Собрания, в присутствии Хакамады, Немцова, Гайдара и всей юридической команды СПС, я сказал, что мы никогда не пройдем если вождем СПС будет Чубайс. Меня в них удивляло и еще одно: они голосуют за Путина, но выступают против его законов. Демократы так не поступают — и потому я для себя решил, что пойду в независимые депутаты.
Что касается фракции “Единая Россия” — возможно, она и пропрезидентская, но у нее хотя бы есть собственная позиция. Да и что плохого в нашем Президенте! Это глубоко уважаемый в юридических и политических кругах человек. Если его не сломят олигархи, то все будет хорошо. Единственное, что мне представляется опасным, так это смена Конституции. Но Путин не раз говорил, что этого не будет.
— Если Чубайса посадят, вы будете его защищать? — Чубайс – нормальный, порядочный человек. Он фактически находится на госслужбе, а это свидетельствует о глубоком к нему уважении со стороны государства. Во время предвыборной кампании он вел себя очень достойно. Если с ним, не дай Б-г, что-нибудь случится, я сделаю все возможное, чтобы защитить его интересы. Мой личный уход из СПС совершенно не связан с моим отношением к членам партии. О партии, которую я лично создал, я нигде и никогда не скажу ничего плохого. Вот что я мог бы посоветовать демократам, так это перестать держаться за устаревшие догматы.