Новый обитатель берлинской Потсдамер-плац (Potsdamer Platz) представляет собой внушительную скульптуру высотой в восемь с половиной метров из коррозийно-устойчивой стали. Эта местами сверкающая, местами с матовой полировкой скульптура будет установлена в германской столице 10 января. «Феникс» так называется новая работа Гидона Грайца (Gideon Graetz).
Грайц, родившийся в Тель-Авиве в 1929 году, с начала шестидесятых живет во Флоренции. Тем не менее, он по-прежнему поддерживает тесные связи со своими друзьями по Пальмаху — и по киббуцу, и со своей большой семьей в Израиле, корни которой уходят вглубь истории страны на пять поколений.
Окруженная сверкающими современными высотками, отелями, офисными зданиями и богатыми магазинами Потсдамер-плац построена на руинах того, что когда-то было силовым центром нацисткой Германии. На этом огромном пространстве «Феникс» будет единственной скульптурой. По замыслу Грайца, он будет поблескивать под случайными лучами солнца в течение дня, а ночью — ослеплять своим блеском, подсвечиваемый прожекторами, установленными на эллиптическом гранитном островке, служащем постаментом для всего сооружения. Окружать монумент будет ров с водой, через который проляжет пешеходная дорожка.
«Феникс» был заказан сетью универмагов в Европе и США «Метро», которая владеет на площади несколькими зданиями. Скульптор считает, что его работа была выбрана из других предложений исключительно из-за того, как сверкает на отполированной стали свет, проникающий на довольно темную площадь. Кроме того, его произведение достаточно оригинально, тогда как некоторые из его конкурентов выдвинули увеличенные копии уже существующих сооружений. Хотя, безусловно, значительное влияние на выбор жюри оказало и мнение генерального директора «Метро», давнего коллекционера работ Грайца.
На сегодняшний день «Феникс» — самая крупная скульптура Грайца. Другие работы мастера можно встретить на площадях и в парках по всему миру: у входа в Ротшильд-Банк в Цюрихе (1977), в детройтском центре Ренессанса (1979), в чикагском ботаническом саду (1985), в институте имени Вейцмана в Реховоте, в хайфском Технионе (1968) и в кампусе Тель-Авивского университета (1987). Он участвовал в ряде выставок в Германии, Швейцарии, Норвегии, США и Италии. Зимой 1998 года флорентийский муниципалитет организовал экспозицию его работ на улицах исторического центра города.
Гидеон Грайц изучал искусство в Париже и Флоренции. Сегодня вместе с семьей он живет в доме, который приобрел в середине пятидесятых его отец. Дом расположен на одном из холмов, откуда открывается вид на северную часть Флоренции. Вокруг разбросаны оливковые рощи и виноградники, неподалеку находится принадлежащий сыну Гидеона небольшой винодельческий завод (кстати, его продукция завоевала недавно международную награду).
В столь замечательной обстановке Грайц и делал в искусстве свои первые шаги. Вначале ваял образные скульптуры, но с годами разработал абстрактный язык, передающий трехмерность посредством нескольких линий. Бывший директор берлинского Еврейского музея Амнон Барзель (Amnon Barzel) даже написал книгу о мастере, чьи работы являются не просто отражением заключенной в искусстве идеи символизма, но и следуют определенной концепции. По словам автора книги, Грайц создает формы, которые передают гармонию и поддерживают то, что он называет «энергией мысли».
Грайц работает с мрамором и гранитом различных видов и расцветок, а также с камнем, сталью и бронзой. Для создания скульптур из камня и мрамора он облюбовал профессиональную мастерскую в деревне Пьетра-Санта (Pietra Santa), расположенной к северу от Пизы, где во второй половине прошлого века часто бывали многие художники и, в том числе, Генри Мур (Henry Moore) и Данни Караван (Danny Caravan). В своей собственной маленькой литейной Грайц разработал специальную технику, позволяющую работать над большими скульптурами из металла. Укрепляя полости скульптуры с помощью стальных прутьев и цемента, ему удается добиться устойчивости при сравнительно небольшой площади оснований.
Одним из символических аспектов «Феникса» стало и будущее месторасположение скульптуры — неподалеку от Вильгельмштрассе, 8 (Wilhelmstrasse), где некогда находился штаб гестапо. Совсем рядом находятся и развалины гитлеровского бункера. Скульптура израильского мастера в этом месте обретает дополнительную символику и особый смысл.