Леонид Михайлович Млечин родился 12 июня 1957 года в Москве. В 1979-м окончил международное отделение журфака МГУ по японской специализации. С 1979 года — корреспондент и международный обозреватель еженедельного журнала «Новое время», в 1993–1996 гг. — редактор международного отдела и заместитель главного редактора газеты «Известия». С 1996 г. — ведущий еженедельной программы «Де-факто» на телеканале «Россия», а с января 1997 г. — еженедельной информационно-публицистической программы «Весь мир». Летом 1997 года на телеканале «ТВ-Центр» были показаны документальные работы Млечина «Красный монарх» (о Ким Ир Сене) и «Наследник престола» (о его преемнике Ким Чен Ире). После выхода в эфир первой из них автор и его семья подверглись нападкам со стороны сотрудников посольства КНДР. Северокорейские власти даже заочно приговорили его к смертной казни. С сентября 1997 г. по апрель 1999 г. Млечин — автор и ведущий еженедельной информационно-аналитической программы «Весь мир без границ». С ноября 1997 г. — автор и ведущий «Позднего ужина». В 1997 году Млечин становится автором еженедельной информационно-аналитической программы «День седьмой» («ТВ-Центр»). С января 1998 г. — автор и ведущий публицистической программы «Особая папка».В четверг 11 марта в Московском еврейском общинном центре прошла встреча с известным тележурналистом Леонидом Млечиным. Автор и ведущий публицистических программ на московском телеканале «ТВЦ» ответил на разнообразные вопросы гостей мероприятия, до отказа заполнивших в этот вечер зал МЕОЦ. О своей программе «Особая папка» сам он с иронией говорит:
«Эта программа для меня является способом за казенный счет удовлетворить собственное любопытство к истории страны». — Леонид Михайлович, расскажите о ваших отношениях с телевидением? — На телевидение я попал случайно. Я не телевизионный человек, поскольку всегда был пишущим журналистом. У меня и телевизора-то дома довольно долго не было. Однажды пригласили на телевидение — и я был очарован. Смотреть телевизор по-прежнему не люблю, но работать на телевидении — это потрясающе. Уже хотя бы потому, что имеющиеся там изобразительные средства просто не сравнимы с возможностями печатных изданий.
— Нужно ли бороться с показом насилия на телеэкране? — Убивали и грабили и до появления телевидения. Не думаю, что оно влияет на рост преступности. Это заблуждение. А бороться надо с преступностью, а не с телевидением.
— Ваше отношение к Жириновскому? — Значительно лучше, чем раньше. Он блистательный, прирожденный актер и работяга. Приходя на съемку, терпеливо сидит и ждет своей очереди. При этом видно, что он очень уставший. Но зажигается свет, начинается съемка — и этот человек преображается. Пока включены камеры, Жириновский выкладывается на все сто процентов. Заканчивается работа — и снова перед вами тот же уставший человек, лишенных всяких эмоций. Он посещает все мероприятия, куда его приглашают. Пригласите его сюда, в МЕОЦ — и он с удовольствием придет.
— Не могли бы вы прокомментировать кампанию против ЮКОСа? — Я вполне допускаю, что все люди, нажившие в России за последние годы миллионные состояния, нарушали законы, уклоняясь от уплаты налогов. Но я не приемлю содержание под стражей до судебного заседания уклонившегося от уплаты налогов человека. Он не убийца и не насильник, он не представляет угрозы для общества.
— Что вы думаете о новом российском премьер-министре? — Фрадков герой не моего романа. Как, впрочем, и не российского. Это крайне осторожный, неспешный, опасливый чиновник. Не думаю, что он соответствует такой должности.
— Ожидаете ли вы изменений во внешней политике России с назначением нового министра иностранных дел? — В нашей стране министры политического курса не определяют. Все решает Президент… Что же касается самого Путина, то собравшимся в этом зале, думаю, вообще грех жаловаться. Никогда глава российского государства так откровенно не выражал свою симпатию к евреям. Я думаю, что особую роль в формировании такого отношения сыграл тренер Путина по дзюдо… Представьте себе трудную жизнь в питерских трущобах и маленького щуплого паренька, стремящегося утвердиться в этой жизни. И отличной возможностью для самоутверждения был спорт, в частности дзюдо. Его тренер, который был евреем, очень много дал ему тогда. Может, этим все и объясняется…
— Почему Россия занимает проарабскую позицию в ООН? — Это смотря с чем сравнивать. Вы вспомните ту позицию, которую занимал Советский Союз в ООН!.. Во-первых, Россия не может занимать ту же позицию, что и США. Так уж сложилось. А во-вторых, люди, которые долгие годы воспитывались в антиизраильском и проарабском духе, не могут в один миг поменяться.
— Существует ли связь между религией и терроризмом? — Связь, скорее, существует не между религией и терроризмом, а между идеологией общества и терроризмом. Если десятилетиями людям разъяснять, что Израиль не имеет права на существование, а все евреи — негодяи, то со временем в это можно поверить. Просто в арабских странах это приобретает еще и формы религиозной ненависти. Возьмем, к примеру, Югославию. Во время войны в этой стране столкнулись три религиозные конфессии — православие, католицизм и ислам. Но сам конфликт-то зародился не на религиозной почве — это была война за землю. Вот и на Ближнем Востоке тоже идет война за землю.
— Есть ли у Израиля перспективы выжить? — Исламский мир никогда не примирится с фактом существования еврейского государства в Палестине. Но, с другой стороны, в истории существует немало примеров, когда какие-то страны чудовищно ненавидели друг друга, однако через сотни лет эта ненависть угасала.
— Многие евреи в России пытались и пытаются всячески скрыть свою национальную принадлежность, меняя фамилии и имена. Существует ли еврейский антисемитизм в России? — Еврейский антисемитизм есть везде, и не только в России. Обычно это касается нечистокровных евреев, т.е. тех, которые колеблются между двумя или несколькими вариантами национального самоотождествления. Но быть или не быть евреем в России — ты выбираешь не сам. В нашей стране ты становишься евреем лишь после того, как тебя им называют.
— Каким видом спорта вы занимаетесь, есть ли у вас хобби? — По мне видно, что спортом я не занимался. Что до хобби, то у меня его нет. Или, скажем так, мое хобби — это моя работа.