Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.10.2017
Так или иначе, революция коренным образом изменила и жизнь всей страны в целом, и жизнь еврейского народа в частности. Черту оседлости отменили, евреям разрешили создавать собственные национальные партии и творческие объединения, а также свободно исповедовать иудаизм. Гонения временно прекратились. «Среди евреев есть рабочие, труженики, их большинство. Они наши братья по угнетению капиталом, наши товарищи в борьбе за социализм!» – доносилось с трибун от Владимира Ленина. В общем, в молодом государстве стала складываться новая, советско-еврейская идентичность. К сожалению, буквально через год-два все эти процессы обратились вспять.
Разумеется, сотрудники Еврейского музея и центра толерантности не могли обойти такую важную тему стороной. Однако, как отметил в приветственном слове куратор выставки Григорий Казовский, организаторы пытались представить лишь «исторический срез эпохи», то есть показать голые факты без каких-либо оценок или личного мнения. Эта идея максимальной беспристрастности заложена и в названии – «Каждому по свободе?». Вопросительный знак открывает пути для дискуссии.
Структурно выставка построена в виде хронологической линейки, где параллельно истории революции развивается история «советского еврейства». «Летоисчисление» выставки начинается незадолго до революции – в 1915 году – и заканчивается 1919 годом. Когда идешь по выставке, создается ощущение, что ты буквально «плывешь» по истории. Вот 28 августа 1915-го, подписание важнейшего документа для еврейского народа – «Циркуляра о временной отмене черты оседлости». 4 июня – 20 сентября 1916 года – легендарная победа русской армии, Брусиловский прорыв. Апрель-май 1916 года – первая выставка Еврейского общества поощрения художеств.
Уникальность выставки в том, что она охватывает все сферы жизни за раз. Война смешивается с политикой, политика с искусством, искусство с религией. Реальные документы тех лет сменяются картинами Роберта Фалька и Лисицкого, а те, в свою очередь, предвыборными плакатами еврейских партий. Величественный портрет вождя пролетариата Ленина в исполнении Исаака Бродского соседствует c абстрактным «Погромом» кисти Рыбака.
Концепция выставки отразилась и на основных ее персонажах. Их выбор тоже незауряден: здесь рассказываются истории невероятно разных людей, начиная от яркого представителя авангарда Марка Шагала и заканчивая председателем Реввоенсовета РСФСР Львом Троцким. Каждому герою выставки выделена отдельная «комната», передающая его внутренний мир. Если в случае с Шагалом речь идет о комнате – в буквальном смысле слова – его дома, где он жил и творил, то в случае с Троцким показана карта всего мира, где он успел выступить со своими пламенными речами. Одну из подобных речей можно услышать из патефона, расположенного рядом. При входе в «комнату» Юлия Мартова, одного из лидеров меньшевиков, невольно вздрагиваешь – на стене начинает заливаться звоном старинный телефон. Если поднять трубку, можно услышать одну из речей Мартова, который начинал как близкий соратник Ленина, а закончил как его ярый противник.
Примечательно, что всех персонажей проекта разделяет не только род деятельности, но и отношение к еврейству. Марк Шагал в своих эссе писал: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником». Лев Троцкий (урожденный Лейба Бронштейн) в разговоре с сокамерником во время очередного ареста заявил: «Я не еврей, я социал-демократ!» – таким образом отказавшись от своего происхождения. Но организаторы пошли дальше, отдав одну из «комнат» Василию Шульгину – главному редактору газеты «Киевлянин» и открытому антисемиту. Между тем из большого списка речей Шульгина, сохранившихся и по сей день, организаторы выбрали не самую известную, но самую провокационную. Она так и называется – «Что нам в них не нравится» – и посвящена, ни много ни мало, последовательной критике еврейского народа. На этом месте куратор выставки Григорий Казовский, заметив удивление на лицах гостей, отмечает: «Из песни слов не выкинешь. Мы считали, что это принципиально важно, чтобы звучали все голоса. Мы предоставляем срез истории, в котором найдется место всему».
Артем Добровольский