Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
06.12.2021
Она не мечтала о театре. Но в итоге вжилась на сцене в десятки незабываемых образов: социальных, лирических, комедийных – ее дару было подвластно все. Даже «высокоидейные» советские спектакли, наполненные озорством ее улыбки, приобретали совсем иную драматургию. Энергии Нины Ургант хватало, чтобы зажечь или, наоборот, ввести в безмолвие и ошеломить зрительный зал.
А про её экспромты так и вовсе ходят легенды. К примеру, Михаил Веллер в своей книге «Легенды Арбата» вспоминал случай, когда в одном из спектаклей с участием Ургант «заело постельную сцену»: «Нина с героем падали на кровать. Это было верхом советской смелости и откровенности. Потом гас свет. Ну, обнялись, упали. Лежат. Отчасти друг на друге. А свет не гаснет. И занавес поднят. Зал затаил дыханье. Ну?.. Влюбленные начинают накрываться одеялом. Залезли. Свет горит! Начинают изображать легкую возню. Грань приличий нарушена непоправимо. Зал вытянул шеи и привстал. Свет горит! Это осветитель и машинист сцены отвлеклись за выпивкой у пожарника.
– Снимите туфли, черт возьми! – раздается язвительный голос Нины. – Вы всегда ложитесь в постель обутым?
Из-под одеяла вылетают туфли.
– Вы так и собираетесь спать в галстуке?
Вылетает галстук.
Эротическая тональность непоправимо переходит в юмористическую. Все ждут вылетания интимных предметов одежды. Свет горит!
– Вы не хотите погасить свет? – интересуется Нина.
Хохот в зале.
– Может, хоть занавеску задернете? Или вы хотите, чтоб нас видели все соседи напротив?
Зал хохочет стоя.
– У меня выключатель, кажется, сломался, – отвечает наконец влюбленный.
– Так какого черта вы приводите девушку в гости на ночь глядя, если у вас свет не выключается? – Нина вылезает из постели. – Хоть ванная у вас есть? Мне нужно почистить зубы.
И уходит за кулисы убивать осветителя».
А однажды в графине, из которого актриса наливала рюмку в одной из сцен, вместо воды оказалась водка. Это был розыгрыш коллег, наблюдавших за ее реакцией из-за кулис. Отойдя от неожиданности и увидев нескрываемый восторг коллег, Нина налила и выпила еще рюмку. «Это было так точно, что в зале прошелестел аплодисмент, – вспоминал Веллер. – Речь ее оживилась иронической интонацией. Она повеселела. Реплики о своей нескладной жизни она подавала с бесшабашной удалью, бравируя несчастьем и не ожидая сочувствия. Треснула третью и смачно занюхала носовым платочком. Беззащитная женщина демонстрировала нравственное превосходство… За кулисами давно перестали хихикать и выставляли вверх большой палец как требование жизни несгибаемому гладиатору! Почему-то возникло такое представление, что Нина Ургант, чтобы показать шутникам свое превосходство над их хилым скудоумием, должна выпить весь графинчик. Спектакль сошел с рельсов и замолотил сквозь алкогольную кактусовую чащу. К концу зал видел элегантно и в лоск напившуюся женщину. Поворачиваясь, она споткнулась и упала на руки героя. Занавес покрыл чувственное объятие. Публика неистовствовала в овации. Коллеги приняли победительницу на руки».
Так что неудивительно, что актриса занимала ведущее место в труппе, ведь помимо безусловного таланта она обладала остроумием и поистине стальным характером. Последний закалялся войной. Нина родилась в 1929-м в Луге под Ленинградом в семье обрусевшего эстонца, майора НКВД. Перед самой войной отец получил назначение в латвийский Даугавпилс, откуда и отправился вскоре на фронт. Его жена осталась с четырьмя детьми. Старший брат Нины пропал в военной суете первых дней, но выжил и вернулся домой после войны – как и отец. Нине же пришлось повзрослеть в 11 лет, помогая матери в заботах о младшем брате и грудной сестре. Почти всю оккупацию они провели в подвале дома, куда их спрятала дворничиха, понимавшая, что грозит семье чекиста.
Покорять Ленинград Нина отправилась в 1948 году. Как признавалась сама актриса, пробелов в знаниях из-за войны было много, да и школьный аттестат был весьма посредственным. По принципу «приняли бы лишь куда-нибудь» она подала документы в политехнический и педагогический институты, а еще – в слесарную школу. Театральный институт случайно возник на пути ее прогулки по городу. Решив сдать документы и в него, Нина обратилась к первой же встречной женщине в фойе с вопросом: «А где здесь делают актёров?» Женщина, а это была Татьяна Григорьевна Сойникова – легендарный педагог Ленинградского театрального института, сообщила, что два тура уже прошли и попытку следует перенести на следующий год. Но услышав, что Нина из Даугавпилса, откуда родом была и сама Сойникова, разрешила прийти на третий тур. Там Нина, не знавшая ни одного из присутствовавших театральных метров, ни кто такой, например, Станиславский, совершенно не робея, прочитала отрывок про русскую тройку из Гоголя. И довела членов жюри до хохота. С формулировкой «за необыкновенную непосредственность» будущая актриса была принята под личную ответственность Сойниковой. Памятуя об этом, все обучение Нина старалась не подвести педагога и внимала каждому ее слову.
Уже на втором курсе Нина вышла замуж за однокурсника Льва Милиндера. И хотя брак распался, он стал основой целой театральной династии. Нина воспитала еще двух артистов – сына Андрея, взявшего в 16 лет фамилию матери, и внука Ивана. По словам Ивана Урганта, бабушка, которую он называл всегда по имени, была для него самым близким человеком. Неслучайно одну из своих дочерей актер и телеведущий назвал в ее честь.
Закончив театральный в 1953-м, первый свой профессиональный сезон Нина Ургант отыграла на сцене Ярославского драмтеатра. А затем перешла в театр им. Ленинского комсомола. В 1962-м ее – одну из ведущих лирических актрис северной столицы – пригласили в Ленинградский государственный академический театр драмы им. Пушкина, ныне Александринский. Он стал ее домом более чем на три десятилетия.
Еще Нина Ургант сыграла множество ролей в любимых всеми нами фильмах «Укротительница тигров», «Двенадцатая ночь», «Я родом из детства», «Сыновья уходят в бой» и других. Одна из первых главных ролей была сыграна ею в фильме «Вступление» Игоря Таланкина. В 1963 году картину номинировали на венецианского «Золотого льва». Главную премию получить не удалось, зато создателям фильма вручили специальный приз жюри, а также приз «Сан-Джорджио» Венецианского комитета культуры и специальный приз «За новаторство» Международного кинофестиваля фильмов для детей и юношества в Каннах.
Знаковой стала и роль военной медсестры Раи в фильме «Белорусский вокзал». Исполненная ею там песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» стала символом войны. Актриса спела ее так, что плакали не только партнеры по фильму – Леонов, Папанов, Сафонов и Глазырин, но и большая часть многомиллионной аудитории. Фильмы про войну для пережившей немецкую оккупацию Ургант всегда были особенными. Так, готовясь к съемкам кинодрамы «Я родом из детства», она похудела на 15 килограммов – настолько сопереживала судьбе своей героини. Причем по сюжету ее героиня, получив похоронку, должна была кричать и плакать. Но как рассказывала актриса: «Когда я взяла похоронку – не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкаясь по поленнице дров, пока не провалилась куда-то». А после съемки у Нины Ургант отнялись руки и на два месяца она попала в больницу. Это показательный, но далеко не единственный случай безоговорочной самоотдачи профессии, так как каждую роль Нина Ургант всегда примеряла на себя.