Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.05.2023
Родители с тревогой наблюдали за сыном, примерявшим на кукол сшитые им платья. В то время, когда другие ребята его возраста гоняли во дворе мяч, Валя рисовал эскизы, делал выкройки и шил из всего, что попадало под руку. Спорт он тоже, конечно, любил – правда, не футбол и не хоккей, а фигурное катание. Вкупе с шитьем это не добавляло родителям оптимизма. Мама Раиса успокаивала мужа Абрама, говоря, что это возрастное и мальчик еще пересмотрит свои увлечения. Оба сетовали на деда – профессионального портного, с радостью делившегося с любознательным мальчуганом секретами, связанными с кроем, тканями и фасоном.
Время шло, но страсть к шитью у Вали лишь крепла. К окончанию школы он сообщил родителям о намерении связать свою жизнь с модой. Те были не в восторге, но мешать не стали, позволив выбрать сыну свой путь. Тогда никто из них не мог предположить, что это будет путь творца, имя которого во всем мире будет ассоциироваться с русской модой.
Мировое признание ему принесла первая же коллекция, показанная в 1991 году в рамках престижной Парижской недели высокой моды. К этому моменту Валентин Юдашкин был уже довольно известным модельером на родине. Еще в 1987-м, через год после окончания Московского индустриального техникума, он представил свою дебютную коллекцию «Русь изначальная», которую, кстати, даже через 20 лет называл своей любимой. В 1989-м он зарегистрировал собственную компанию Vali-Moda. Официально это был театр – им было тогда все, что связано с модой: так считалось приличнее.
Юдашкин демонстрировал свои коллекции в Колонном зале Дома Союзов, где и был замечен французскими кутюрье, пригласившими российского коллегу в Париж. Там он и представил модели, навеянные сокровищами Карла Фаберже. Платья из шелка и парчи, вручную расшитые золотом и кристаллами, произвели такой фурор, что одно из них сразу забрал в свое собрание Лувр, а другое – Калифорнийский музей моды в Лос-Анджелесе. На дефиле присутствовало больше 600 гостей, в числе которых был и Пьер Карден. Он первым поздравил Юдашкина с успешным дебютом, став с того дня ему другом и учителем. Юдашкин называл великого кутюрье «крестным отцом на французском подиуме».
После успешного показа в Париже Юдашкин решил открыть модный дом своего имени. Он появился в Москве в 1993-м – сразу с музеем для хранения самых любимых творений модельера. Юдашкин вообще первым в стране выстроил четкую бизнес-структуру, по которой организована модная индустрия во всем мире: были линии от-кутюр и готовой одежды, свадебное ателье, джинсовые коллекции, линии аксессуаров и парфюмерии.
Одно из самых важных событий в карьере российского кутюрье произошло в 1996 году, когда дом моды Валентина Юдашкина получил официальный статус члена-корреспондента Парижского синдиката высокой моды. Членство в синдикате дало ему возможность дважды в год представлять свои коллекции на Неделе высокой моды в Париже – наряду с именитыми мировыми кутюрье. К слову, именно синдикат решает, может ли тот или иной модный дом называться кутюрным. Вот что рассказывал по этому поводу сам модельер: «В моде нельзя чего-то достигнуть. Мода – это этапы большого пути. Что касается статуса, естественно, это была большая честь, оказанная художнику Советского Союза. Тем более мне пришлось практически бегом учиться понимать французский шик, французские принципы, основы и школу. В первую очередь школу создания моделей от-кутюр».
Осваивая все это, Валентин Абрамович не забывал, в свою очередь, знакомить западную публику с российской историей и культурой. Именно этому были посвящены все его коллекции. Вот говорящие названия лишь самых известных из них: «Русский модерн», «Балет», «Екатерина Великая», «Анна Каренина», «Врубель». Но в какой-то момент Юдашкину пришлось покинуть мировую столицу моды. Синдикат выставил новые условия членства: модный дом должен непременно находиться в Париже. Юдашкин отказался и на время переместился в Милан. Уже через несколько лет его пригласили на парижский подиум вновь – уже без всяких условий. Говорят, этому поспособствовала Карин Ройтфельд, в то время главный редактор французской версии журнала Vogue: она была страстной поклонницей стиля Юдашкина.
Почитателей его таланта вообще было много: в его платьях в свет выходили и российские знаменитости, и мировые звезды – например, Селин Дион и Леди Гага. Но наряды Юдашкина блистали не только на светских приемах. Он разрабатывал униформу для олимпийской и футбольной сборных России, в 1997-м создал новую униформу для стюардесс «Аэрофлота», а в 2007-м – форму для военнослужащих, с которой связан, пожалуй, единственный скандал в успешной творческой биографии Юдашкина. К «юдашкинской форме» неожиданно возникли претензии, но, как позже установила прокуратура, связаны они были с тем, что «ответственные лица без согласования с разработчиком внесли существенные конструктивные изменения».
Еще Юдашкин много сотрудничал с российскими фигуристами. В его костюмах Татьяна Навка и Роман Костомаров выиграли золото на Олимпийских играх в Турине 2006 года. В 2014-м модельер придумал образ для короткой программы Евгения Плющенко в Сочи. Ценили талант знаменитого дизайнера и в театре, который Юдашкин очень любил: модельер даже окончил в 2002 году ГИТИС, получив диплом по специальностям «театроведение» и «театральный костюм». Это он создавал костюмы для спектакля «Моя прекрасная леди» в Московском театре Олега Табакова и форму капельдинеров Новой сцены Александринского театра в Санкт-Петербурге.
В 2016 году дом моды Valentin Yudashkin первым в России удостоился полноправного членства во Французской федерации высокой моды, а ранее получил французский орден Искусств и литературы и орден Почетного легиона. В том же году у Юдашкина был диагностирован рак. Он не скрывал свой недуг и старался поддержать людей, которые так же страдают – придумывал различные проекты для онкобольных, приходил в больницы, разрабатывал с пациентами наряды, устраивал фотосессии. Сам он получал поддержку от поклонников и находил ее в семье – жене Марине и дочери Галине, которая уже несколько лет занимает пост арт-директора Valentin Yudashkin и развивает детскую линию Yudashkin Kids. В доме моды долгое время работала и мама кутюрье – сейчас она живет в Тель-Авиве.
Как-то кутюрье сказал, что планирует работать до 60 лет, после чего уйдет на заслуженный отдых, чтобы «не сыпать песок по подиуму». К сожалению, все так и получилось. 60 лет Юдашкину исполнилось бы в октябре. Последний пост в соцсетях он посвятил своему учителю и другу Вячеславу Зайцеву, ушедшему из жизни всего на два дня раньше его самого.