Кому погром, а кому «нормальное русло»

11.07.2011

Летом 1941 года, в первые дни Великой Отечественной войны, множество восточноевропейских городов и местечек захлестнула волна кровавых еврейских погромов. Массовые убийства евреев в польском Едвабне, литовском Каунасе и румынских Яссах стали одними из самых страшных страниц в еврейской истории.

В эти дни Польша отмечает печальную дату — 70-летие со дня еврейских погромов в Едвабне, ныне польском городе, а в годы Второй мировой войны — деревне Белостокской области Белорусской ССР. Выступая на траурной церемонии в Варшаве, президент Польши Бронислав Комаровский принес свои извинения за преступления, совершенные тогда польским народом.

Долгое время считалось, что погром в Едвабне был совершен немецкими карателями, однако теперь установлено, что основую массу погромщиков составляли местные жители — белорусы и поляки. Разъяренная толпа напала на евреев 10 июля 1941 года. Погром в Едвабне стал одной из самых трагических страниц в истории Польши. Представители Польской католической церкви принесли свои официальные извинения за случившееся.

Выступая на траурной церемонии, президент Польши Бронислав Комаровский заявил, что польский народ должен знать, что поляки также приложили руку к убийствам невинных евреев: «Польша по сей день слышит непрекращающийся плач своих еврейских граждан, — отметил глава государства, — еще раз прошу прощения».

Официальные извинения польской стороны за погром в Едвабне впервые прозвучали на траурной церемонии в 2001 году. Тогда президент страны Александр Квасьневский выступил со специальным обращением, а также посетил воскресную мессу по погибшим, участие в которой впервые принял высокопоставленный представитель Польской католической церкви, архиепископ Мечислав Цисло. «Мы должны объединиться в молитве за мир между поляками и евреями», — заявил тогда Цисло, отвечающий в польской церкви за межконфессиональный диалог с иудаизмом.

На траурной церемонии этого года отцы польской церкви еще раз принесли свои извинения за массовые убийства в Едвабне и за другие преступления против евреев, совершенные в годы нацистской оккупации Польши.

Вчера главный раввин Польши Михаэль Шудрих прочел по жертвам погрома поминальную молитву.

Ицхак Леви, чей родственник стал жертвой погрома в Едвабне, приехал на траурную церемонию из Израиля. Склонившись над каменным монументом, на котором на идише, иврите и польском языках, написано: «В память о евреях Едвабне и окрестных районов; мужчинах, женщинах и детях, убитых своими земляками 10 июля 1941 года», он, как многие другие, не смог сдержать слез.

В Американском обществе выживших жертв Холокоста отметили, что погром в Едвабне стал одним из самых ярких примеров результата сотрудничества коренного населения оккупированных территорий с нацистами. «Траурные мероприятия, приуроченные к годовщине погрома в Едвабне, стали еще одним шагом на пути к признанию польским народом своей вины», — подчеркнул Элан Штейнберг, вице-президент Американского общества выживших в Холокосте и их потомков. Он обратил внимание на то, что мэр Едвабне Кшиштоф Моэнке, на траурной церемонии так и не появился: «Это говорит о том, что уроки, преподнесенные Холокостом, пока еще не усвоены в полной мере», — отметил Штейнберг.

Участие в траурных мероприятих приняли многие жители Едвабне.

В течение десятилетий после окончания войны считалось, что погром в Едвабне — дело рук немцев. В 2001 году американский историк польского происхождения Ян Томаш Гросс опубликовал книгу, в которой показал, что убийства были совершены местными жителями без немецкой «помощи». По данным Гросса, погром в Едвабне унес жизни почти 1600 человек.

В 2000-2004 годах Польский институт национальной памяти проводил специальное расследование событий в Едвабне. Институт установил, что в результате погрома погибли от 300 до 400 евреев. Погромщики, примерно 40 поляков, либо сожгли их заживо, либо забили до смерти. По словам экспертов, определить точное число жертв практически невозможно.

В 1949 году советские власти признали 12 поляков причастными к совершению убийств в Едвабне.

Численность еврейского населения Польши до начала Второй мировой войны составляла примерно 3,5 миллиона человек. Холокост унес жизни трех миллионов польских евреев.

Тем временем, в Вильянди, что на юге Эстонии, отмечают 70-летие со дня прихода в город гитлеровской армии и, соответственно, «освобождение» страны от «советской оккупации». Еврейская община Эстонии выразила глубокое возмущение кощунственной акцией.

Акция, организованная обществом эстонских бойцов Sakala, состоялась сегодня на немецком военном кладбище. «Мы видим очередную попытку представить сотрудничавших с нацистами эстонцев борцами против большевистского режима. Подобная акция, совпавшая, к тому же, с датой, в которую по всей Эстонии начались массовые убийства, выглядит просто глупо», — заявила председатель еврейской общины Эстонии Алла Якобсон.

«Приход нацистов ознаменовал освобождение Эстонии от советского гнета, — заявила в своем интервью газете Sakala одна из организаторов акции, Яаника Кресса. — Нашу страну освободили от оккупации, начавшейся в 1940 году, при которой около 10 тысяч эстонцев были депортированы в Сибирь, а десятки тысяч были раскулачены. С приходом нацистов жизнь в Эстонии вошла в нормальное русло».

По мнению главы Центра Симона Визенталя историка Эфраима Зуроффа, слова Крессы представляют собой чудовищное искажение исторических фактов и оскорбляют память эстонских евреев, погибших от рук нацистов и их подельников: «Если лидеры Общества эстонских бойцов считают, что убивать ни в чем не повинных евреев — нормально, то их надо отправлять либо в тюрьму, либо в психиатрическую больницу».

В июне 1940 года, на основании секретных статей пакта Молотова-Риббентропа, Эстония вошла в состав СССР. Вскоре в стране начались массовые репрессии против интеллигенции, духовенства, политических активистов, офицеров, зажиточных крестьян и других слоев населения. Тысячи эстонских граждан, в том числе многие евреи, были объявлены врагами народа и отправлены в Сибирь.

«Никто не спорит, что эстонское население пострадало от действий советских властей, — говорит Зурофф, — однако из этого еще не следует, что начало нацистской оккупации надо отмечать как праздник. В последние годы в Европе стало принято ставить знак равенства между преступлениями нацистского и коммунистического режимов. Об этом четко говорится в Пражской декларации, принятой 3 июня 2008 года. Это одна из попыток отвлечь внимание общественности от того факта, что многие жители Восточной Европы сотрудничали с нацистами и были причастны к уничтожению еврейского населения».

Соня Бакулина